Спектакль "Цветы нам не нужны" – в Театре "Модерн"
Вслед речам и статьям в России уже рождаются произведения, тема которых – не усвоенные уроки прошлого, возвращение к ведению внешней и внутренней политики методами, которые, вроде бы давно отвергнуты человечеством, как преступные, а не просто негуманные. Убеждённость в том, что в 45-м победил гуманизм, проходит проверку, и не выдерживает её. Замаячил ярлык предателя идеалов гуманизма, относительно новый ярлык, навешивать его готовы сегодня во всех частях света, и в российских театре и кино его уже тоже можно подметить.
"Диктатура способна преподнести насилие под видом высокой нравственности" – это реплика призрака Гитлера из нового спектакля столичного театра "Модерн". В самом театре родилась пьеса под названием "Цветы нам не нужны", и художественный руководитель театра Юрий Грымов её поставил. Её главные персонажи – заключённые берлинской тюрьмы Шпандау, высокопоставленные гитлеровцы, часть верхушки Третьего рейха. Они рассуждают о Германии, о долге, о справедливости. Они выясняют отношения между собой, это составляет основное содержание спектакля. Только в первую четверть часа звучат их короткие заключительные речи на суде в Нюрнберге, и завершаются они воплем Рудольфа Гесса. Воплем, который сгодился бы для финала всего спектакля: "Я не закончил!".
Зрители еще только входят в зал, а Нюрнбергский процесс уже в разгаре, как будто и не прекращался со времени окончания Второй мировой войны – суд над нацистами за страшные преступления перед человечеством.
Юрий Грымов готовился к спектаклю тщательно – прочел о процессе, кажется, все. Говорит, теперь и сам бы мог читать лекции об этом историческом событии.
"Самое страшное для меня было осознать, что фашизм никуда не ушел. И сложно было оправдать эти типы людей: интеллигенты-фашисты, верхушка. Они же умные люди. Они читали Гете практически наизусть. И вдруг дошли до того, чтобы уничтожить весь еврейский и славянский народ. Вот это для меня было трудно", – признался художественный руководитель театра "Модерн", режиссёр-постановщик спектакля Юрий Грымов.
Адольф Гитлер тоже появится в спектакле – в фантасмагорических сценах, которые то ли сон, то ли бред персонажей. Совсем немного фантазии для движения сюжета добавила автор пьесы Надежда Селиванова в документальное повествование.
"Я опиралась на протокол Нюрнбергского процесса и на дневники, которые писали заключенные. В основном это дневник Альберта Шпеера, который он 20 лет вел в тюрьме. На основе этих документальных данных я написала пьесу – в ней все исторические события мы соблюдали в точности", – рассказала актриса, драматург Надежда Селиванова.
Нюрнбергский процесс для Грымова – отправная точка истории, основные события развиваются уже в тюрьме Шпандау, куда на разные сроки отправляют семерых лидеров Третьего рейха. Среди них – преданный соратник Гитлера, ассистировавший ему в создании "Майн Кампф", Рудольф Гесс, приговоренный к пожизненному заключению.
Юрий Анпилогов, актер: "Такой роли у меня еще никогда не было. Были злодеи, были мерзавцы, были хорошие, плохие, а здесь мне было сложно оправдать своего героя. Мой герой – Рудольф Гесс – он прожил 94 года и он был последним узником тюрьмы Шпандау. Он до конца своих дней не раскаялся. Вот это зло, которое не раскаялось никогда".
Узники Шпандау по-разному осмысляют свое прошлое. Кто-то раскаивается, кто-то до конца остается верен своим химерам. Леонид Трегуб исполняет роль Константина фон Нейрата – министра иностранных дел еще довоенной Германии, признанного виновным в военных преступлениях против человечности, он говорит: эта работа – не могла не быть личной.
"Интересная, но перешагивать через себя пришлось очень. Потому что дед дошел до Кенигсберга", – поделился заслуженный артист РФ Леонид Трегуб.
Бытовые подробности и исторические факты, моменты из личной жизни и размышления о важном и страшном. Главное для создателей спектакля, чтобы зрители еще долго думали об увиденном.