Набиуллина: Россию ждет длительный период жесткой монетарной политики
"Мы обновили макроэкономический прогноз и на его основе уточняем уровень ключевой ставки, который необходим для достижения цели по инфляции 4% к концу 2024 г. Для возврата к цели потребуется продолжительный период жесткой денежно-кредитной политики (ДКП)", – отметила Набиуллина.
ЦБ 15 сентября повысил ключевую ставку с 12% до 13% годовых.
"Предпринятые с июля шаги по повышению ключевой ставки, а в июле ЦБ повысил ключевую ставку с 7,5% до 8,5%, в августе – с 8,5% до 12%, в сентябре – с 12% до 13%, это ответ на реализацию инфляционных рисков, в том числе из-за влияния валютного курса", – подчеркнула Набиуллина.
Глава ЦБ подчеркнула, что решение о повышении ставки давалось непросто. Регулятор обсуждал три варианта развития событий – сохранение показателя на прежнем уровне, повышение на 1% и более существенное повышение. Остановились на "середине".
"Произошли серьезные изменения с точки зрения динамики курса и темпов роста кредитования, которое во многом выше того, что мы прогнозировали", – пояснила Набиуллина, не исключив при этом дальнейшего повышения ставки.
Средняя ключевая ставка составит с 18 сентября до конца 2023 г. 13-13,6%, полагает ЦБ.
"ВВП во II квартале вырос на 4,9% в годовом выражении. Такие высокие темпы роста отражают восстановление экономики после спада в прошлом году. При этом, по нашим оценкам, та часть экономики, которая ориентирована на внутренний спрос, в целом превысила уровень конца 2021 г. Мы ожидаем, что во втором полугодии темпы роста будут более умеренными, и это естественно после периода быстрого восстановительного роста", – добавила глава ЦБ.
Между тем темпы роста экономики ограничиваются доступностью ресурсов, прежде всего трудовых. Ситуация на рынке труда "напряженная", заявила Набиуллина.
"Несмотря на динамику и высокую волатильность курса рубля в этом году, финансовые рынки работали в стандартном режиме. Проблем с ликвидностью не возникало. Поэтому мы не видели тогда и не видим сейчас рисков для финансовой стабильности. Резкое движение курса не являлось таким риском, однако оно привело к дополнительному повышению инфляции и инфляционных ожиданий. Именно для купирования этих факторов мы повысили ключевую ставку", – заявила глава ЦБ.
"Валютная выручка сократилась из-за значительного снижения стоимостных объемов экспорта в течение года. Одновременно вырос спрос на импорт. Во многом это отражение проинфляционного роста внутреннего спроса, который стал следствием стимулирующей бюджетной политики и сильного ускорения кредитования. Расширение рублевого спроса на импорт при ограниченном поступлении экспортной выручки привело к ослаблению рубля", – заключила Набиуллина.