В Музее архитектуры открылась юбилейная выставка "Алексей Щусев. 150"
Алексей Щусев, сначала свободный художник, архитектор, действительный член Императорской Академии художеств, принимал заказы, прославился. Нигде не служил. Большевистский режим не помешал ему прославляться дальше. Конструктивист, когда зародился конструктивизм. Кому и где служил – тут есть пробелы в его биографии, но хорошо известно, что четырежды лауреат Сталинской премии (обошёл в этом всех советских коллег), получал титулы и награды за проекты, не имеющие, по мнению части историков архитектуры, художественных достоинств, но отвечающие вкусам правительственных заказчиков. И кое-что известно о его настрое в самое тяжёлое для творческих людей России время – тридцатые годы. В дневнике русского и советского художника Евгения Лансере имеется запись: "A.B. говорил, (Алексей Викторович Щусев) что у него больше нет честолюбия, что наш режим его вытравил". Не до конца ясная, но грандиозная фигура в истории отечественной архитектуры, Алексей Щусев. В Музее архитектуры имени Щусева открылась юбилейная выставка "Алексей Щусев. 150".
Собрать в одном пространстве и рассказать полную историю архитектора Щусева через его проекты, чертежи, планы реставрации, письма и архивные документы. Для этой задачи ведущим музеям страны понадобилось около двух лет.
"Это такое наше любимое музейное сотворчество: это и команды Исторического музея, Третьяковской галереи, Русского музея. Впереди огромная череда и лекций, и больших просветительских проектов", – рассказала министр культуры РФ Ольга Любимова.
Судьба Алексея Щусева и его полувековая профессиональная жизнь – яркая иллюстрация того, как может существовать и воплощаться архитектура в стремительной смене эпох. От неорусского стиля до революционного конструктивизма, а затем фундаментальной неоклассики. Но первые проекты Щусева – вот они.
Как реставрировать старинный храм XII века в Волынской области в Овруче, который к XIX уже походил на живописные руины? Архитектор Щусев по приказу еще Императорской комиссии дает свой ответ: бережно собрать все, что находилось на месте, в том числе археологию, и грамотно вписать все это в пространство нового храма.
"Это вошло во все монографии по истории реставрации как эталонный пример отношения к памятнику. И это было настолько важно, что на освящение храма приехал государь-император", – отметила куратор выставки, учёный секретарь Музея архитектуры им. Щусева Юлия Ратомская.
А затем были росписи Киево-Печерской лавры и вот этот Троицкий собор в Сумах. В 1911 году Щусев проектирует здесь иконостас, а художник Петров-Водкин создает иконы и эскизы к витражу, хотя казалось бы, где авангард, а где храм. Впервые здесь можно увидеть и это щусевское изображение Спаса. А вот это – щусевский гений сразу после революции: проект трех мавзолеев и предложение нового генплана для новой столицы – Москвы.
"Эпоха НЭПа, свобода, эксперименты. Что предлагает Щусев? Ничего не трогать, остановить глобальную стройку в центре города, ничего не сносить, не строить многоэтажные здания, Кремль превратить в музей, а новые жилые кварталы, новые административные здания строить по окраинам", – объясняет куратор выставки, заместитель директора Музея архитектуры им. Щусева Ксения Смирнова.
Несмотря на то что тогда, в 20-е, генплан Щусева так и не был реализован, его некоторые пункты вошли в тот самый знаменитый генплан 1935 года, и в итоге у нас сохранился исторический центр и появился тот город, без которого Москву уже и не представишь: Казанский вокзал и гостиница "Москва", правда, ныне до нас уже не дошедшая в прежнем виде. Отдельные страницы в этой архитектурной истории посвящены железнодорожным проектам Щусева, а также его проектам военного времени. Так уже в 1941-м он проектировал, как выставлять трофейную немецкую технику в Парке культуры. Послевоенные планы – восстановление и реконструкции городов от Сталинграда до Туапсе – все, вплоть до создания музея, который носит его имя и в котором с гордостью показывают колоссальное наследие с гордостью.