18 декабря 2023, 16:02 18 декабря 2023, 17:02 18 декабря 2023, 18:02 18 декабря 2023, 19:02 18 декабря 2023, 20:02 18 декабря 2023, 21:02 18 декабря 2023, 22:02 18 декабря 2023, 23:02 19 декабря 2023, 00:02 19 декабря 2023, 01:02 19 декабря 2023, 02:02

Завершается реставрация первой советской атомной подводной лодки

  • Завершается реставрация первой советской атомной подводной лодки
  • Картинка
    Завершается реставрация первой советской атомной подводной лодки
  • Завершается реставрация первой советской атомной подводной лодки
Теперь она экспонат Музея военно-морской славы в Кронштадте.

Реставрация первой советской атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол" почти завершена. Теперь она экспонат Музея военно-морской славы в Кронштадте. Для корреспондента Екатерины Грициенко провели одну из первых экскурсий по субмарине.

На закате, провожая солнце, она будто тоже вот-вот уйдет на глубину, но легендарная лодка уже никогда не увидит море. Теперь К-3 – музейный экспонат. Впрочем, чувствовать себя лишь посетителем выставки здесь не придётся – слишком атмосферная экспозиция. "Представляете, вот вы легли спать, через эту толщину там уже океан, море. Там уже холодно, страшно. Под тобой 2 тыс. метров, как на самолете. Летишь и думаешь: "10 тыс...ого", – отметил контр-адмирал в отставке ВМФ России, консультант проекта по музеефикации АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" Станислав Козинцев.

Это тем, кто работает на суше, и представить страшно. Готовность к чрезвычайным ситуациям на глубине и днём, и ночью. Особенно командира тревога не может застать врасплох, потому часто офицеры ложились спать, не раздеваясь. "Потому что при тревоге аварийной или обнаружении какой-то опасной цели командир выскакивает в центральный пост. Ну, и сами понимаете, весь его авторитет в трусах", – замечает Станислав Козинцев.

Ощутить все прелести передвижения внутри подводной лодки посетители не смогут. Для удобства сделали музейные проёмы, но переборочные люки между отсеками оставили для наглядности. Сохранили и отверстия над ними. Туда подводники клали бумагу и карандаш. Этот способ коммуникации тоже на случай аварии и потери связи. Команда в одном отсеке писала сообщение в другой. О том, что пришло послание, давали знать перестукиванием. А это душевая. Мылся экипаж раз в 10 дней, на каждого человека отводилось по 5 минут. Рядом с кабиной стоял старшина отсека с секундомером. Если кто-то нарушал график, по стене стучали кувалдой.

Конечно, здесь можно не только изучить быт моряков, но и вспомнить историю первой в СССР атомной подводной лодки. Во время испытаний К-3 развивала скорость до 28 узлов (это больше 50 км/ч). И все же первый проект признали несостоятельным. Быстроходная лодка была вооружена гигантской торпедой почти в четверть её длины. При пуске снаряда корабль
выскакивал на поверхность воды и становился легкой мишенью. Проект переработали, тогда же для лодки нового типа придумали оптимальную форму и дали уважительное прозвище Кит.

"Форма кита самая обтекаемая и создает наименьшее сопротивление при движении в подводной среде", – рассказал капитан 2 ранга запаса ВМФ России, консультант проекта по музеефикации АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" Александр Крамарчук.

В Кронштадт лодку привезли из Мурманской области. Работа была ювелирной. Так, транспортно-погрузочный док, на котором доставляли "Ленинский комсомол", прошёл впритык через шлюзы Беломорканала. С обеих сторон оставалось по 10 сантиметров. Субмарину разделили гигантской алмазной струной на две части и четыре ночи везли по улицам Кронштадата в Музей военно-морского флота, где теперь начнется новая история подводной лодки К-3.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация