В Чили подготовили фотовыставку "Чукчи — братья мапуче"
Фотовыставку "Чукчи — братья мапуче" представляет Русский дом в Сантьяго. Это серия работ чукотского фотографа и этнографа Виктора Пуя. Как получилось, что на противоположных краях планеты живут народы со схожей культурой, традициями, обрядами? – узнал Сергей Брилёв.
Есть минимум две версии о происхождении слова "Чили". По одной из версий, это – индейское слово. Так индейцы кечуа называли "конец света" или "снег". По другой версии, это тоже индейское слово, но – имитация пения птички: "Чи-ле, чи-ле".
Здесь, в Чили, главными мастерами по подражанию пению птиц и позывным животных считаются индейцы-мапуче. Эта женщина очень похожа на мапуче, но она – не индианка, а одна из героинь документального фильма, снятого еще в 80-е годы на Чукотке. Похожий на мапуче российский этнос с противоположного берега Тихого океана и решила представить чилийским индейцам глава Русского дома (то есть, представительства Россотрудничества в Чили) Нина Миловидова.
Но кто бы думал, что выставка в чилийской Араукании, где живут индейцы-мапуче, откроет целый космос. Кто бы думал, что на снимках чукотского фотографа Владимира Пуя индейцы мапуче сразу узнают очень-очень похожий на себя народ? Узнали, как сразу было сказано, братьев.
Рикардо Иналеф, исследователь философии мапуче: "Моей радости нет границ. По правде говоря, я даже мечтать не мог, что появится такая возможность: познакомиться с братским народом, в отношении которого у меня и у самого были некоторые намётки. Что несмотря на отделяющее нас друг от друга расстояние, мы как-то связаны: чукчи и народ мапуче".
Как связаны? Благодаря выставке возникла новая и, конечно, очень смелая теория: что вот эта "чукотская мадонна" – прародительница не только чукчей на Чукотке, но и американских индейцев. И конкретно – индейцев-мапуче! В Москве, где уже давно жилище индейцев мапуче сознательно поставили рядом с ярангой – чукчей. "Если брать отдельно чукчей, из всех народов Евразии, больше всего похожи на индейцев", – рассказывает директор Музея кочевой культуры, действительный член географического общества Константин Куксин.
Неутомимый путешественник Константин Куксин, который пожил и среди чукчей, и среди мапуче, – вот, кто подсказал идею той выставки, которая, как выяснилось, открыла целый космос.
В Новом Свете встреча двух наших миров произошла только тогда, когда в 1492 году сюда из приплыл Колумб из Европы. Но за многие тысячи лет до этого сюда пришли носители совершенно других языков из Азии, через имевшийся тогда сухопутный Беренгийский мост. На особенности того, что вскрыли раскопки в Северной Америке, у нас первым обратил внимание Николай Диков, директор Чукотского окружного музея.
Ирина Романова, зам. директор музейного центра "Наследие Чукотки" по научно-просветительской работе: "Были найдены останки людей, очень антропологически похожих на тех, которые были найдены, зафиксированы в Чинийском могильнике, в Уэленском Николаем Николаевичем Диковым. Даже была сделана реконструкция".
Издревле жители Чукотки были морскими охотниками. Соответственно, в их мифах много – о море, о живущей там могущественной старухе, о превратившегося в морского жителя молодом парне, а ещё о женщине, у которой родился китёныш. А теперь слушаем мапуче.
Джаклин Канигуан, преподаватель, лингвист университета Ла Фронтера г. Темуко: "Я выросла, зная о женщине Шумпай, которая живёт в море и время от времени передаёт нам разные послания. А ещё зная о юноше Маникиане, который сначала был человеком, а потом превратился в обитателя моря. А ещё говорят о женщинах, которые влюбились в дух моря, ушли туда жить, а когда у них рождались дети, то это были китёныши".
"Это интереснейшая тема для исследований. Ведь если бы всё было известно, нам бы совсем было скучно жить", – считает Константин Куксин.
Клаудио Руфф, ректор Университета Бернардо О'Хиггинса: "Эта выставка нам поможет обнаружить и создать то, что всегда вызывают подобные выставки: интерес продолжить поиск. Так рождаются и развиваются новые направления исследований".