1 февраля 2024, 18:02 1 февраля 2024, 19:02 1 февраля 2024, 20:02 1 февраля 2024, 21:02 1 февраля 2024, 22:02 1 февраля 2024, 23:02 2 февраля 2024, 00:02 2 февраля 2024, 01:02 2 февраля 2024, 02:02 2 февраля 2024, 03:02 2 февраля 2024, 04:02

Выставка "Пётр Пашкевич. Художник великого кино" открылась в Москве

  • Выставка "Пётр Пашкевич. Художник великого кино" открылась в Москве
  • Картинка
    Выставка "Пётр Пашкевич. Художник великого кино" открылась в Москве
  • Выставка "Пётр Пашкевич. Художник великого кино" открылась в Москве
Полвека по эскизам Пашкевича на Киностудии имени Горького создавались любимые миллионами советские картины. Он работал с Герасимовым, Кулиджановым, Шукшиным.

Выставка "Пётр Пашкевич. Художник великого кино" открылась в Москве. Полвека по эскизам Пашкевича на Киностудии имени Горького создавались любимые миллионами советские картины. Он работал с Герасимовым, Кулиджановым, Шукшиным. Драматургию экспозиции построили вокруг избранных фильмов. О некоторых из них – Станислав Анисимов.

Киносценарий без художника – это радиоспектакль, утверждают специалисты. Именно художник создает, еще до начала съемок, в своих картинах, эскизах визуальный мир фильма. Его стиль и атмосферу. Выставка "Петр Пашкевич – художник великого кино" посвящена автору лент, знакомых многим поколениям зрителей с детства. "Любой кадр был точен в плане деталей. Если он создает какую-то комнату, то он создает ее для этого персонажа", – говорит искусствовед, дочь П. Пашкевича Наталья Рюрикова.

По эскизам Петра Пашкевича на киностудии имени Горького было создано более 70 картин. Это работы к пятисерийному фильму Сергея Герасимова "Красное и черное". Режиссер изначально делал ставку на актерскую игру, крупные планы, декорации должны были выполнять роль фона.

Но работая с Петром Пашкевичем, Герасимов уделил значительное внимание интерьеру. Он и стал одним из значимых элементов, в том числе и в звуковой партитуре картины. "Когда он говорил, Петечка, пожалуйста, Петечка...Так он называл Петра Исидоровича. Пожалуйста, я очень хочу чтобы двери клацкали, и чтоб там были бочонки, чтобы это не фанерная была декорация. Петр Исидорович добивался фантастической реальности декорации", – вспоминает художник Александр Попов.

Фантастическая реальность – это и точный термин для определения задачи художника в кино. Узнаваемый окружающий мир, пропущенный через эмоциональное настроение эпизода. Мрачные и жёсткие: графические листы к Петербургу из "Преступления и наказания" Льва Кулиджанова.

Работая над декорациями, Петр Пашкевич помог найти образ Порфирия Петровича Иннокентию Смоктуновскому. "Искал походку, стиль, движения своего персонажа. Петр Исидорович на полу Павильона выстелил ковры, которые не были в кадре, но помогали актеру чувствовать себя. Смоктуновский очень благодарил его за эту возможность", – рассказывает Александр Попов.

Выставка в Музее Николая Островского выстроена вокруг избранных работ Пашкевича: каждая в точно подобранной стилистике фильма. Художник сотрудничал со Станиславом Ростоцким, Василием Шукшиным и Марком Донским. "Двухэтажная декорация, вращающийся зал ресторана, в картине "Фома Гордеев". Война только закончилась... восстановить бы работу. А он такую махину взгромоздил. И это было точно адресовано к повести Максима Горького", – отмечает профессор ВГИКа им. Герасимова, народный артист России Игорь Клебанов.

Сейчас идет работа над монографией, посвященной творчеству Петра Пашкевича, которая должна открыть новые главы как в истории кинематографа, так и в личной истории художника.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация