15 февраля 2024, 05:03 15 февраля 2024, 06:03 15 февраля 2024, 07:03 15 февраля 2024, 08:03 15 февраля 2024, 09:03 15 февраля 2024, 10:03 15 февраля 2024, 11:03 15 февраля 2024, 12:03 15 февраля 2024, 13:03 15 февраля 2024, 14:03 15 февраля 2024, 15:03

"Дорога железная, люди золотые": о трудовых подвигах строителей БАМа

  • "Дорога железная, люди золотые": о трудовых подвигах строителей БАМа
  • Картинка
    "Дорога железная, люди золотые": о трудовых подвигах строителей БАМа
  • "Дорога железная, люди золотые": о трудовых подвигах строителей БАМа
Герои и рекорды БАМа. Новые участки второй ветки легендарной магистрали открыли для движения поездов. В юбилейной рубрике вспомнили, как советские строители возводили километры пути в условиях вечной мерзлоты.

"Дорога железная, люди золотые". БАМ – символ мужества советского народа. Трудный рельеф, капризы природы – участникам стройки все было нипочем. Они едва ли ни каждый день совершали трудовые подвиги, прокладывая рельсы, тоннели, строя разъезды, мосты. О подвигах бамовцев рассказываем в спецпроекте ГТРК "Амур", посвященном 50-летию магистрали.

Масштабная задача, сложные погодные условия, люди, которые без тени страха преодолевают любые трудности. Только это не киноперсонажи, а реальные герои БАМа. Бригада Александра Бондаря, которая в 1984 году уложила почти 5 с половиной километров полотна за сутки, установив мировой рекорд. Коллега и друг Бондаря, не менее прославленный бамовец Иван Варшавский, с которым они вместе участвовали в стыковке "золотого звена", помнит о тех временах всё. Как вопреки изнуряющей жаре и гнусу летом, экстремальным морозам, пронизывающему ветру зимой они 10 лет вели дорогу навстречу друг другу.

"Работали как – зимой мороз за 50. Полушубки снимаешь, вручную костыли забираешь, рельсы, шпалы таскаешь. На тебе куржак там сзади, пот – все это в снегу, в куржаке. Потом перекур, в вагончик зашёл, обогрелся. Не то, что обогрелся – ты разогретый, а просто, чтобы маленько отдохнуть", – вспоминает Герой Социалистического Труда Иван Варшавский.

Отчаянные первопроходцы. Прокладывая путь поездам, бамовцы сами твердо шли вперед – через леса, реки, луга. Вот как описывали один из один отрезков пути в районной газете "Авангард".

Газета "Авангард" от 4 января 1972 г. Местность сильно пересеченная. В частности, придется одолеть Янканский хребет. Много марей, болот. Только мостов разной длины, в том числе сравнительно больших, предстоит построить 191.

Самые экстремальные работы велись в горах, где их осложняли оползни и обвалы. Бесстрашных строителей атаковали подземные потоки. Под таким натиском природы ломалась лучшая техника, но люди выстояли.

"Так называемый Нагорный тоннель – это единственный тоннель, построенный возле станция Нагорная, в условиях вечной мерзлоты. Он был построен в 1977 году. В том же 1977 году началось строительство Северомуйского тоннеля. Тоннель этот строился больше 20 лет. И его строительство было окончено только в 2001 году, а сдан он в эксплуатацию в 2003 году. Некоторые говорят, что только тогда БАМ и закончили строить", – рассказывает главный архивист отдела Государственного архива Амурской области Андрей Гаршин.

Как бы ни было трудно, путеукладчики, связисты, водители и другие участники всесоюзной стройки не жаловались, ставили новые рекорды, соревновались друг с другом, зная, что на них равнялся весь Советский Союз.

Газета "Авангард" от 26 октября 1974 г. Сдав под укладку 85-86 километры железной дороги БАМ-Тында, механизаторы колонны перешли на следующий участок – 95-97 км. Сейчас они ведут здесь земляные работы, опережая график запланированных работ.

Газета "Авангард" от 24 января 1980 г. Упорство... Его не занимать ребятам. В декабре на 1 545 километре надо было до 10 декабря сдать трубу под засыпку. А участок сложный. Выкопали котлован, работали, если опять же надо, круглосуточно. И за две недели построили эту трубу. Хотя зимой на это нужен минимум месяц.

В общей сложности бамовцы построили более 4300 мостов, 8 тоннелей общей протяженностью свыше 25 километров. И всегда восхищались великолепной природой мест, где работали.

"Дедушка сказал, что если вы приедете с донских степей, вы увидите эту природу, эту тайгу непроходимую, эту всю красоту, вас отсюда палкой не выгонишь. Говорит, поверьте моему слову. Так и получилось. Я так влюбился, я письма такие домой писал. Мне так хотелось, чтобы все увидели то, что я увидел. Такую красоту. Меня ребята сразу взяли на рыбалку, на охоту ездили. Это как сказка!" – делится строитель БАМа Виктор Кузнецов.

"Главное – это оставить след в жизни. Свой след они оставляют. Это дорога," – писали полвека назад журналисты. И добавляли: "Бамовцы – золотой фонд нашей страны".

- Вот этот суровый край, он объединяет, сближает людей. Как-то вот, казалось бы, – суровый такой, залез в хату и не выходи. Неа.

- Ну, бамовцы – какая-то особенная категория людей. Есть мысль, в общем-то, через 25 лет встретиться. И уж наверняка, когда встретимся: "Был на БАМе? Был. Значит свой!"

Подписывайтесь на страницы "Вести – Амурская область" в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация