Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе
В афише Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – новое название, опера Родиона Щедрина "Не только любовь", написанная в 61-м году. Дженнет Арльт делится впечатлениями о премьере.
Первая опера 29-летнего композитора после премьеры в 60-х признания не получила – после пары показов в Большом театре ее сняли с репертуара. Режиссер спектакля Евгений Писарев уверен: тогда сочинение молодого Щедрина опередило свое время. "В его книге целая глава посвящена этой опере, и он столько пишет о фрейдистских мотивах этой оперы, о том, какие страсти бушуют в душе самых простых людей. Мне кажется, в начале шестидесятых еще ни зритель, ни режиссер были не готовы", – поделился режиссер-постановщик Евгений Писарев.
Драма в рядовом колхозе разыгрывается, и правда, нешуточная: его председатель, Варвара Васильевна, женщина крепкая и волевая, среди вечных забот и ответственности за вверенное ей хозяйство и людей вдруг влюбляется в "чужого жениха", веселого и легкомысленного Володю Гаврилова. Разрываясь между любовью и чувством вины, не в силах вынести косых взглядов односельчан она, словно пушкинская Татьяна, делает единственный верный для себя выбор. "Опера не действия, а внутреннего состояния: какой ты приходишь в начале спектакля и какой ты оказываешься в финале – это просто два разных человека", – рассказала солистка оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева.
В декорациях художник-постановщик Максим Обрезков использовал "фирменный" синий цвет Музыкального театра, условно соединив пространство зрительного зала со сценой. Но это не просто визуальное решение: синий – цвет неба, цвет космоса – подчеркивает, что эта история могла быть разыграна под любыми звездами. Эти звезды – послевоенной эпохи, когда женщины поднимали страну и хозяйство, но, как и во все времена, мечтали о любви и сильном мужском плече. Вневременную связь подчеркивает и подзаголовок оперы – лирические сцены, словно из оперы Чайковского. Композитор эти отсылки и не скрывал: "Пишу колхозного "Евгения Онегина", – говорил Щедрин.
"Там какие-то фрагменты, не цитаты, но воспоминания о "Войне и мире", "Пиковой даме", "Отелло", "Евгении Онегине". Очень много параллелей, которые разгадывать очень интересно, и до последнего момента ты в это погружаешься и находишь какие-то детали", – признался главный дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов.
Послевоенная разруха и тяжелый быт, и тут же простые деревенские радости – народные гуляния, песни, надежда на лучшее будущее. Композитор ввел частушку в "серьезную оперу", тогда это считалось невозможным новаторством. Сохраняя антураж советского времени и деревенской жизни, опера в постановке Музыкального театра отражает макбетовский масштаб щедринского творения – с большими страстями, драматизмом и вечными вопросами.