2 апреля 2024, 18:46 2 апреля 2024, 19:46 2 апреля 2024, 20:46 2 апреля 2024, 21:46 2 апреля 2024, 22:46 2 апреля 2024, 23:46 3 апреля 2024, 00:46 3 апреля 2024, 01:46 3 апреля 2024, 02:46 3 апреля 2024, 03:46 3 апреля 2024, 04:46

Музей имени Щусева открывает экспозицию "Точка зрения"

  • Музей имени Щусева открывает экспозицию "Точка зрения"
  • Картинка
    Музей имени Щусева открывает экспозицию "Точка зрения"
  • Музей имени Щусева открывает экспозицию "Точка зрения"
Она посвящена 110-летию со дня рождения Алексея Хамцова – архитектора-реставратора, автора графических панорамных видов русских монастырей.

Музей имени Щусева открывает выставку, посвященную 110-летию со дня рождения Алексея Хамцова – архитектора-реставратора, автора графических панорамных видов русских монастырей. Эти работы отличает виртуозное исполнение и документальная достоверность. Экспозицию "Точка зрения" осмотрела Юлия Кундрюкова.

Эта точка зрения – из настоящего и из прошлого. На выставке можно проследить как менялась архитектура российских монастырей – благодаря рисункам Алексея Хамцова. Изменения особенно видны на примере Нового Иерусалима. "Алексей Иванович запечатлел вид до реставрации, когда еще не был поднят обратно купол собора. На гравюре середины XIX века мы видим еще не разрушенный храм. И современная съемка с дрона выполненная нашим фотографом Сергеем Шандиным", – комментирует куратор выставки, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания баз данных Музея архитектуры имени А.В. Щусева Алла Семерзина.

Алексей Хамцов – архитектор-реставратор, в 50-80-е годы создавал цикл аксонометрий. Это графические работы, трехмерные проекции. Он изображал монастыри и крепости, основываясь на точных измерениях. Кажется, будто писал с натуры, да еще и с высоты. Его коллеги говорили, что если вдруг Хамцов ошибался с размером какой-нибудь башни – переделывал весь рисунок. Изображал всё в мельчайших подробностях. "Очень трудно вообразить себе каким фантастическим пространственным мышлением должен был обладать этот человек для того, чтобы реконструировать виды с высоты птичьего полета", – говорит директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Шашкова.

В центре этих триптихов – гравюры и литографии XIX века, это более художественный взгляд. А рядом – работы фотографа Сергей Шандин. Но и здесь не всё так просто: дрон запускали несколько раз, снимков – десятки. Всё для того, чтобы в итоге получился уникальный взгляд сверху, как вид Кирилло-Белозерского монастыря золотой осенью. "Это девять фотографий, три ряда по три снимка, затем они совмещаются, склеиваются так, чтобы не было швов, и качество было выше, чем при единственном снимке", – объясняет архитектор-реставратор Сергей Шандин.

Алексей Хамцов был свидетелем того, как легко может рушиться архитектура. На третьем курсе в 41-м году он был мобилизован на фронт, прошел всю войну, служил в штурмовой инженерно-саперной бригаде, дошел до Берлина. Эти эскизы делал прямо на месте – например, круглый зал Рейхстага. Поэтому для него так важно было то, чем занимался после войны – реставрацией архитектуры. Именно он восстанавливал стены и башни Псковского кремля. "Он в кратчайшие сроки сумел восстановить стену, которая выходила на Великую реку, которой просто грозило обрушение. Благодаря его работам были восстановлены выходящие на реку Великую башню, без вида которых сегодня не обходится ни один путеводитель", – рассказывает заведующая Отделом архитектурно-графических фондов XVIII-XIX вв. Музея архитектуры им. А.В. Щусева Татьяна Дудина.

Он же, вместе с коллегами разработал научную методику ведения реставрационных работ. А еще внедрил инструментальную съемку кремлевских объектов – методом стереофотограмметрии. Благодаря этой технологии все измерения и фиксации были более точными и быстрыми.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация