Международная выставка-форум "АРХ Москва" открылась в Гостином Дворе
"АРХ Москва" – самый большой профессиональный форум отрасли – открылся в Гостином Дворе. Здесь показывают и обсуждают актуальное – от решений проблемы доступного жилья до дизайнерских экспериментов. Подробнее расскажет Алия Шарифуллина.
Уже пять лет на "АРХ Москве" изучают витрувианскую триаду "Прочность – польза – красота". Два пункта – красоту и прочность – уже отрефлексировали, но к третьему приступить долго не могли. Прежде чем подумать над пользой, решили оценить перспективы во времена турбулентности. В этом году, наконец, круг замыкается. "Есть прямая польза – например, функциональность, а есть вопрос о том, что полезно, необходимо самому архитектурному процессу, чтобы он был более эффективным, производил более красивую, эффектную архитектуру", – отметил архитектор, основатель бюро mukosey Илья Мукосей.
Функционально или эстетично? Идет ли красота рядом с пользой или вредит ей? Это вечная дискуссия. Полезно ли для Москвы то, что Кремль – красивое архитектурное сооружение? Безусловно да. Есть ли в башнях Кремля сейчас какая-то практическая польза? Скорее всего нет. Идея "АРХ Москвы" – показать, что строгая функциональность и полезность – это далеко не все, о чем нужно думать. Безусловная составляющая полезности архитектуры в ее красоте. "Чем полезна красота? Человек после Третьяковской галереи, не факт что он посмотрит прекрасную картину, а потом не стащит шубу. Напрямую пользы от красоты нет, но при этом вся наша жизнь, художественные решения, все законы внутри нас работают по законам красоты", – считает архитектор Алексей Козырь, основатель Архитектурной мастерской Алексея Козыря.
Алексей Козырь вместе с Александром Пономаревым, мастером крупных и во всех смыслах техничных инсталляций, построили 12-метровый – а это высота четырехэтажного дома – "павильон элементов обратного времени". Это образ скалы, сформированной строительным краном и рядами стеллажей, напоминающих слои горных пород. Наверху – "ветряная мельница", преобразующая энергию ветра в энергию вращения. "У нас инсталляция рассказывает о конфликте пользы и бесполезности: каким образом из бесполезного действия стихий, выветривания, можно приходить к пользе, изменяя течение времени при помощи технологий, человеческого знания и сознания", – рассказал художник Александр Пономарев.
История архитектуры пишется на примере знаковых зданий, но во все времена создаются и утилитарные сооружения, именно они формируют жизненную среду человека. Об этом размышляет Музей архитектуры имени Щусева – о красоте полезного. Ведь сарай или баня могут отражать свое время не менее ярко, чем дворец или театр. "Очень много открытий сделали даже мы с коллегами, когда работали над этой выставкой. Иногда удивляешься, насколько оригинально люди мыслили, как иронично они подходили к себе. Великий Львов, когда он строил совершенно классический палладианский сарай из бревен, любовно подписал его: "Мой деревянский дровяной сарай" в усадьбе Никольское-Черенчицы", – поделилась директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.
Раскрыть тему планируют и в многочисленных дискуссиях. С прошлого года деловую часть выставки уравняли в правах с экспозиционной. Как измерить пользу в городской среде? Как работать с природой? Человек – пользователь или соавтор? Искать ответы будут на площади почти в 13 тысяч квадратных метров более 200 участников.