23 мая 2024, 18:25 23 мая 2024, 19:25 23 мая 2024, 20:25 23 мая 2024, 21:25 23 мая 2024, 22:25 23 мая 2024, 23:25 24 мая 2024, 00:25 24 мая 2024, 01:25 24 мая 2024, 02:25 24 мая 2024, 03:25 24 мая 2024, 04:25

Литературный музей открыл выставку к 100-летию со дня рождения Сергея Параджанова

  • Картинка
  • Литературный музей открыл выставку к 100-летию со дня рождения Сергея Параджанова
  • Картинка
    Литературный музей открыл выставку к 100-летию со дня рождения Сергея Параджанова
  • Литературный музей открыл выставку к 100-летию со дня рождения Сергея Параджанова
Его фильмы почти невозможно пересказать – как невозможно разделить факт и миф в его биографии. Впервые на выставке представлены коллажи к так и не поставленному балету "Мать" по одноимённому роману Максима Горького.

"Сергей Параджанов. Вечный полет". Государственный музей истории российской литературы открывает выставку к 100-летию со дня рождения одного из самых значительных режиссёров XX века. Его фильмы почти невозможно пересказать – как невозможно разделить факт и миф в его биографии. Метод мастера разберёт Станислав Анисимов.

К моменту выхода фильма "Тени забытых предков", Параджанов работал в кино уже 10 лет. Тем не менее эта лента – его первый, что называется, общепризнанный шедевр, о любви двух героев из враждующих гуцульских родов, На выставке представлены традиционные народные костюмы и чудом сохранившийся реквизит из фильма. Трагедия, утраты, экстатическая красота, буйство обрядов. Сюжетом фильма "Тени забытых предков" движет природная, неподконтрольная стихия. "Мы хотели показать Параджанова разным, прежде всего нам было интересно показать его творчество. Параджанов кинорежиссёр – это всё-таки главная тема вставки", – подчеркнула куратор выставки Ольга Залиева.

"Цвет граната" – буквально "ожившая живопись". Фронтальная композиция кадра, эстетская статуарность героев, стилизация под древние миниатюры. Размеренный ритм смены этих кинокомпозиций медитативно погружал зрителя в созерцательное состояние. Мультикультурность Параджанова – вот, что демонстрирует выставка в Литературном музее. Казалось бы, месте не самом подходящем для такого разностороннего героя, каким был Сергей Иосифович: режиссёр, художник, он сочинял музыку, но никак не прозу. Однако своей жизнью он продемонстрировал то, как можно объединить все виды искусства, создав свой собственный миф. "Центральный пункт искусства Параджанова – это синтез искусств, потому что он больше любого отдельно взятого искусства: и литературы, и танца, и театра, и кино, и графики, и прикладного искусства. В этом всё и дело", – пояснил директор Государственного музея \истории российской литературы им. Даля Дмитрий Бак.

"Ашик-Кериб" – последняя лента Параджанова полна праздника и какой-то детской наивности. Вычурный, избыточно декоративный фильм полон необузданной фантазии. Украшением экспозиции, в которую вошли материалы, предоставленные музеем кино, стали коллажи мастера, посвящённые его фильмам. В которых он открыл феномен изобразительности звучащей музыки и выразительности бессловесного изображения. "Конечно, он – полноценный режиссер. На мой взгляд, в большей степени – полноценный художник. И таким образом оживлять живопись, наверное, не каждому удаётся", – поделилась директор Музея кино Лариса Баженова.

Впервые на выставке представлены коллажи к так и не поставленному балету "Мать" по одноимённому роману Максима Горького. В авантюрной задумке Параджанова главную роль должна была исполнять Майя Плисецкая. А написание музыки к постановке режиссёр решил доверить Родиону Щедрину или Гии Канчели. Впрочем, литературный первоисточник Параджанов не читал, а знал его только в пересказе. Возможно, всё это красивая легенда, коих в жизни Сергея Иосифовича было предостаточно.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация