"Сатирикон" начинает сезон постановкой "Как Фауст ослеп"
Новый сезон "Сатирикон" открывает с "Фауста" – с Денисом Сухановым в главной роли. В название спектакля вынесено событие, которое происходит во второй части трагедии Гете. Именно эту часть, где драма уступает философии, многие так и не дочитывают. И напрасно, считают создатели постановки. Елена Ворошилова была на пресс-показе.
В реанимации доктор Фауст отчаянно пытается спасти пациента. Здесь его найдет Мефистофель. Предложит сделку века, цена которой – душа Фауста. Замахнувшись на Фауста, Сергей Тонышев бросил вызов и себе, и труппе Сатирикона. "Мне интересно по крайне мере работать с таким материалом, который смелый, который даст какую-то неожиданность и для меня, и для театра", – говорит режиссер-постановщик, автор инсценировки Сергей Тонышев. Чтобы артисты глубже погрузились в мир Гете, Тонышев читал с ними стихи поэта и делал этюды. Для постановки использовал "Фауста" в переводе Пастернака, который оказался созвучен сегодняшнему дню. "Эта уже такая консистенция, которая уже нам близка. Потому что Пастернак – это наше все тоже. И хочется, чтобы это звучало вместе. Мы сочиняли, исходя из этих двух миров. Абсолютно равных", – делится Сергей Тонышев. О Фаусте Владимир Большов никогда не мечтал, считая себя типичным Мефистофелем. Но режиссер сломал шаблоны, сделав Фауста таким.
На кону большие страсти. Именно этого от Мефистофеля требует Фауст. Он не хочет познавать мир через науки, ему нужны потрясения. "Это человек думающий, мучающийся, при чем мучающийся проблемами не бытовыми, а такими глобального масштаба", – комментирует заслуженный артист России Владимир Большов. Отчаянно торгуясь с Богом, Мефистофель получает все полномочия на такое искушение. В кожаном пальто, шляпе и очках герой Дениса Суханова напоминает рок-звезду. Его герой Мефистофель – дух зла и искушения, сам мучается от этого самого зла. И даже кажется, страдает, наблюдая за любовью Фауста и Гретхен. "Понять, что твой путь – этот черный, несправедливый, жестокий, творящий зло, он не приводит ни к чему. Он приводит в тупик", – рассказывает народный артист России Денис Суханов.
Худрук труппы Константин Райкин давно пытался прорваться через тайные коды Гете. Он сам говорит, что Фауст для него подобен бездонной реке, с опасным течением, где не видно берегов. "Не утонуть в этом всем. Все-таки это течение, это движение проследить – это целая наука", – поясняет художественный руководитель театра "Сатирикон", народный артист России Константин Райкин. Никогда еще "Сатирикон" не подходил так близко к самой мистической трагедии мировой литературы. Теперь артисты точно знают "Как Фауст ослеп", потеряв самое главное – самого себя...