Запад и Восток объединили на концерте "Вдох – Выдох" в Московской консерватории.
Российский композитор Петр Главатских вместе с Амиром Хатаи из Ирана подготовили программу, в которой звучала современная академическая музыка и ритмы Персии. Концерт назвали "Вдох-выдох". Из Рахманиновского зала Московской консерватории — Дженнет Арльт.
Свой проект музыканты называют "концерт-практика". Практика полного погружения в музыку. Зрителей заранее попросили воздержаться от аплодисментов до окончания вечера и раствориться в звуках.
Традиция восточной музыки для нас непривычна. Она различает не 12 стандартных полутонов, а в разы больше. И это тоже – новый опыт слушания. "До диез и ре бемоль – это разные истории в восточной музыке, она гораздо более прихотлива. И, конечно, когда вы первое время слушаете это, ваше ухо испытывает некий шок. Вы не можете понять, что происходит. Вам кажется, чуть-чуть хорошо играет вроде парень, но чуть-чуть фальшиво. Вот бы чуть-чуть подкрутить. На самом деле ничего прикручивать не надо", – объясняет музыкант, композитор Петр Главатских.
Амир Хатаи – иранский композитор, импровизатор, мастер игры на традиционных персидском инструменте сантуре. Это одна из разновидностей цимбал. "В Иране у нас есть шутка, мы говорим: "Кот падает на инструмент, и все равно звучит красиво. На сантуре любой играешь. Ты думаешь: "Это все прекрасно звучит!" Это не как скрипка или пианино, или маримба что надо года много лет играть, чтобы быть музыкантом", – рассказывает музыкант, композитор Амир Хатаи.
Амир учился не только на родине, магистратуру по классу композиции оканчивал в Киевской консерватории. Соединять академическую музыку с национальной, по его словам, несложно: сантур – один из древнейших инструментов, развивался наряду с историей самой музыки.
Как получается синтез культур Восточной и Западной культур? Музыкант и Композитор Петр Главатских считает, что европейская музыкальная традиция – это вдох, а восточная музыка – это выдох. Так появляется дыхание, а дыхание – это и есть сама жизнь. Со стороны Запада здесь – музыка самого Петра Главатских, Эндрю Томаса, Кейко Абэ, Небойши Живковича. Не в противовес, но в дополнение к ним – сочинения композиторов с Востока: Амира Хатаи, Хусейна Ализаде, Осната Нетзера. В финале – "Арабский танец" из балета "Щелкунчик". В авторской интерпретации Главатских и Хатаи музыка Чайковского оказалась созвучной персидским ладам.