Выставка "Третье ухо" открывается в Центре современного искусства AZ/ART
Выставка "Третье ухо" открывается в Центре современного искусства AZ/ART. Проект посвящен музыке и ее проникновению в жизнь современного человека. Как нематериальный звук обретает материальные формы в искусстве – разбиралась Алия Шарифуллина.
У человека три уха, согласно "теории" куратора выставки Александра Дашевского. Техническое доносит звуки через барабанные перепонки. Социальное тренирует музыкальную память, воспитывает хороший вкус. Третье ухо, как третий глаз, раскрывается в особых случаях лишь на краткий миг – и способно расслышать и осмыслить новые звуки. Все эти уровни здесь можно пройти. Выставка-фантасмагория устроена как путешествие от источника звуковой информации к мозгу. Первый пункт – музыкальная школа или концертный зал. "Где ребенок сталкивается впервые с музыкой не как с радостным звукоизвлечением из собственного тела или из битья какой-то игрушкой в пол. А как со структурой, как с наукой, как с предметом, который надо изучать, в котором есть большое количество дисциплины. Большое количество того, что нужно выучить, тому, чему нужно доверить, того, что нужно принять на веру", – говорит куратор выставки Александр Дашевский.
Следующее пространство, где человек остаётся один на один с музыкой, и сам расставляет в ней акценты. Но и эта территория заполнена иерархией, спорами о "высоком" и "низком". Чем глубже человек погружается в музыку, разбирается в ней, тем больше он сам становится "поучающим персонажем". Инсталляция Владимира Кустова, художника и заядлого коллекционера винила, как раз об этом. На стене – своеобразная система оценки пластинок. Рядом "краснеющая" фигура от Игоря Макаревича. "Образ неофита, который входит в пространство собирании винила, который ещё в восторге от своих первых приобретений. Когда он сталкивается со знатоком, он предстает во всей обнаженности своего невежества", – рассказывает куратор выставки Александр Дашевский. "Это продолжение разговора о музыке. Открывая пространство летом, мы начинали разговор с очевидных и не очевидных связей, пересечений между художниками-шестидесятниками и авангардными композиторами. Сейчас решили продолжить это исследование, но уже с совершено другими героями, с использованием другого языка. Мы привезли очень большой корпус работ питерских художников, которые, как мне кажется, будут интересны для московской публике", – комментирует генеральный директор Музея AZ Наталья Опалева. Стены выставки покрывают "акустические панели" словно в музыкальной студии. Звуковые волны ударяются, отражаются, резонируют, чтобы в какой-то момент мы превратились в третье ухо, способными через столетиями выстроенный фасад фактов и знаний о музыке прорваться к новой мелодии, новой гармонии, к территории свободы, где музыка встречается с нашей душой.