На новой выставке в Музее имени Рублёва показывают иконографические варианты антиминсов
"Русский антиминс. Гравюра на ткани" – новая выставка в Музее имени Рублёва представляет практически все иконографические варианты антиминсов с начала их появления в России. Как сквозь века менялся главный атрибут литургии – в репортаже Антона Николаева.
Антиминс – одна из главных святынь любого православного храма. В переводе с греческого означает "вместо престола". Представляет собой небольшой плат из ткани с вшитыми в него частицами мощей святого. Изображение, как правило, на евангельский сюжет – оплакивание или положение Господа Иисуса Христа во гроб. "Антиминс это святыня, предмет литургический, на котором совершается бескровная жертва", – поясняет искусствовед, профессор Московской духовной академии Олег Хромов.
Освящает и подписывает антиминс для служения в конкретном храме архиерей. В собрании церковно-археологического кабинета хранятся антиминсы, которые когда-то использовались при совершении таинства, а теперь благоговейно сохраняются как предметы церковного наследия. "Это один из антиминсов, который представляет собой так же святыню. Дело в том, что он освящен и подписан святителем Московским Филаретом. И вот его портрет здесь можно видеть", – показывает один из экспонатов искусствовед, профессор Московской духовной академии Олег Хромов.
Выставка дает представления о том, как от столетия к столетию под влиянием того или иного художественного стиля менялся антиминс. Но от художников всегда требовали оставаться в рамках церковного канона. "Гравюры создавались на дереве или металле и потом печатались на ткани. Они создавались крупными художниками, заказывались известным художникам, таким, как Зубов, например", – делится директор Музея имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин.
Антиминсы по доскам братьев Ивана и Алексея Зубовых выпускали не только в России, но и на Востоке. Они преподнесены Русской православной церкви в дар от братских Антиохийской и Иерусалимской православных церквей. А вот самые ранние в собрании Московской духовной академии были созданы до реформы Патриарха Никона. На выставке можно увидеть антиминсы и советских лет. Богослужения не прекращались даже в лагерях. Служили тайно, на сделанных вручную антиминсах.