Выставку "Собирая Свод" представили Институт искусствознания и Музей архитектуры
Выставку "Собирая Свод" представили Институт искусствознания и Музей архитектуры. Это первое знакомство широкой публики с многолетней научной работой по выявлению и описанию памятников архитектуры и монументального искусства. Как составляют свод – узнала Юлия Струкова.
Памятники разных стилей и эпох, в отличном состоянии или полуразрушенные. В фотографиях, набросках, чертежах. Все они досконально изучены сотрудниками Государственного института искусствознания и входят в Свод памятников архитектуры и монументального искусства. "Коллеги в определенном регионе выявляют буквально все объекты наследия, их изучают, описывают, выезжают на натурные обследования, фиксируют то, что они застали, и потом в итоге это все обретает форму энциклопедического издания", – поясняет директор Музея архитектуры имени Щусева Наталья Шашкова.
Идея создать свод памятников появилась в 68 году. Тогда такие полные описания объектов культурного наследия уже существовали, в частности, в Англии и Чехословакии. У нас тоже начали собирать данные о памятниках сначала по областям РСФСР, а затем и по всему Советскому Союзу. "Была такая мысль, что все памятники по каждой области уместились бы в один том. Эта затея сразу разрушилась ввиду того, что невозможно никакие памятники уместить под одну обложку", – признается директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская.
Первый том был посвящен Брянской области. Вышло уже 13 томов, скоро появятся еще три – памятники Калужской и Владимирской областей. Сотрудники экспедиций обычно планируют зафиксировать уже известные объекты, но на месте выявляют новые. Их находят в заброшенных селениях. А ещё в свод теперь включают памятники промышленной архитектуры и позднего модернизма 70 годов. На выставке – изображения объектов из уже опубликованных материалов. "Перед нами Суздаль. Причем это не просто обмерные чертежи, а именно проекты охранных зон. Они были выполнены одновременно в 1950 году. Представьте, какие это тяжелые времена: специалистов мало, куда-то ездить и памятники обследовать трудно. Люди ещё по карточкам получают продукты. Но при этом специалисты уже заботятся о сохранении этих памятников", – восхищается, показывая часть свода, куратор выставки Татьяна Дудина.
Уникальную деревянную церковь на трехметровых сваях перевезли из села Спас-Вёжи Костромской области в Ипатьевский монастырь. Село затопили при постройке Горьковской ГЭС. Вроде бы спасли, и она стояла за мощными стенами. И все равно не сохранилась – сгорела в 2002 году. Своя судьба у каждого из памятников, которые продолжают изучать сотрудники института искусствознания и музея архитектуры.