Сквозь техногенную чащу: новые выставки в Мультимедиа Арт Музее
Из небесного города в техногенные дебри можно попасть, не покидая Мультимедиа Арт Музей. Там открыли серию октябрьских выставок, в их числе – экспозиции Игоря Шелковского и Николая Полисского. Работы современных классиков увидела Валерия Кудрявцева.
Затеряться в по-детски ярком и притягательном мире, вспомнить про мечты и сказки – значит, пройтись по выставке "Электроарт" Николая Полисского, основателя арт-парка "Никола-Ленивец" и фестиваля "Архстояние". Художник-живописец, который с 2000-х сосредоточился на ленд-арте, более двух лет работал над проектом для Мультимедиа Арт Музея. Из ставших для него важными материалов – дерева и ивовой лозы – Полисский создал пластическую метафору современного мегаполиса, опутанного электрическими проводами. "Электроарт" – яркая, буквально, попытка этот техногенный мир осмыслить. "Это какая-то лаборатория или огромный сервер, гаджет какой-то, и мы оказались внутри него. Захотелось туда проникнуть. Но средства и материал я, как художник, как скульптор, беру из природы. Такая объемная, пространственная живопись", – пояснил Николай Полисский.
Сразу на трех этажах МАММ – выставка "Небесный город. Мастерская художника". Более 600 скульптур, живописных и графических произведений – ретроспектива творчества Игоря Шелковского, охватывающая почти 70 лет. Начиная с 60-х, когда он работал художником-реставратором в Московском Кремле и Великом Новгороде – восстанавливал росписи Софийского собора и фрески Феофана Грека. Именно этот опыт дал Шелковскому импульс к собственным художественным экспериментам. Например, с иконописной техникой припорох. "Рисунок росписи сначала делался на бумаге, потом дырочки прокалывались, рисунок одевался на стену. Дырочки делались иконописцем, туда вставлялся толченый уголь, и когда бумажку снимали, то иконописец дальше обводил формы. Эти формы, кстати, мы увидим в разных работах Шелковского", – рассказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Изобразительную систему Шелковского называют метаавангардом. В его работах мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества соединились с поисками аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Трехмерные композиции Шелковского, очевидно, сохраняют связь с его живописью. Он переводит в объем пейзажи, натюрморты, портреты. Сам Шелковский называет свои скульптуры "рисунками в воздухе", подчеркивает, что любая его работа, даже самая абстрактная, "имеет точкой отправления какую-то реальность". Природа, видимый мир – постоянные источники его творчества. "Если мы выйдем в лес, сад, мы увидим эти формы вокруг нас. И это, конечно же, город. У него есть две темы: природа и город. Импульсы города, вот там абрисы города, как будто диаграмма, что выражает энергетику города", – отметила Ольга Свиблова.
Важная часть экспозиции – мастерская Игоря Шелковского, которую он согласился переместить в залы музея. Выставка в МАММ дает редкий шанс оказаться как бы внутри жизни художника, обычно скрытой от глаз. Здесь нет ничего случайного, у всего – свое место, согласно внутренней драматургии пространства, которая сама по себе – портрет художника.