В доме-музее Лермонтова посвятили выставку Александру Башлачёву
Государственный музей истории российской литературы открыл выставку "Александр Башлачёв. Часовой всех времен". Рок-музыкант и поэт, одна из самых заметных фигур советского андерграунда, трагически погиб в 1988 году. Ему было всего 27 лет. Перечитать его стихи советует Алия Шарифуллина.
Портрет Александра Башлачёва идеально укладывается в рамку романтического мифа: жил быстро, писал по наитию, увел поэзию туда, куда та еще не ходила, закончил жизнь трагически. Лермонтов, Пушкин, Маяковский, Высоцкий. Башлачёв именно в этом поэтическом ряду. Сколько бы не велись споры: причислять его к рок-музыкантам или рок-бардам. СашБаш – ведомый словом, звучащий поэт.
"Это человек, который говорил с миром языком интонаций, языком надежды на воздействие, а не формулировками. Это необыкновенно важное замечание. Кто-то силен формулировками, а кто-то – надрывной, странной интонацией, как будто бы, с одной стороны, обреченный на прерванный полет, а с другой – обреченный на то, чтобы мы эту интонацию услышали и в наши дни", – отметил директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак.
Он умело обращался со словом, играл со смыслами и архетипами, рифмами и аллитерациями. При этом, если попытаться его песни взвесить, проанализировать, разобрать на цитаты, они рассыпаются, как песок. Целый раздел этой выставки посвящен одной-единственной песне Башлачёва – "Петербургская свадьба". И это не филологический разбор, а попытка показать перекличку СашБаша с текстами классиков.
"Он внешне чрезвычайно классичен. Там прозрачные цитаты, то есть она вся проникнута перекличками с "Медным всадником". Можно было бы взять с той же целью даже более известную песню – "Время колокольчиков". Но именно поэтому мы ее не взяли: она бы увела нас в частно-историческую сторону. А нам хотелось вскрыть более глубокие, более, может быть, важные корни того явления, которое называется "поэзия Башлачёва", – пояснил куратор выставки Сергей Шаулов.
Как шел поиск строк и интонаций, можно увидеть в многочисленных рукописях из семейного архива Башлачёва. Его черновики напоминали математические формулы. Задавая метрическую схему, поэт заполнял пустые клетки словами, высекавшими нужный звук и смысл. Когда был недоволен вариантом, стихи не правил, переписывал с новыми словами и рифмами.
"Некоторые рукописи составляют целые тетрадки: начинается на одной, например, слово-два, на третьей – три, потом вырисовывается, скажем так, скелет. Он действительно подбирал слова. И в рукописях, которые сохранились, есть четверостишия, которые не вошли в эти стихи", – рассказала сестра поэта Александра Башлачёва Елена Башлачева.
Он написал немногим более ста текстов. Выступил порядка двухсот раз. И этого оказалось достаточно, чтобы говорить о нем как о большом поэте ХХ века. Влияние его текстов сохраняется до сих пор, только теперь оно распространяется не на одну рок-сцену, а буквально на все сферы искусства, связанные со словом: от драматургии до рэпа. Башлачёва читают, поют, ставят. Но сам он при этом "остался хорошо спрятанным секретом", который нам, пожалуй, никогда не разгадать.