25 мая 2025, 18:33 25 мая 2025, 19:33 25 мая 2025, 20:33 25 мая 2025, 21:33 25 мая 2025, 22:33 25 мая 2025, 23:33 26 мая 2025, 00:33 26 мая 2025, 01:33 26 мая 2025, 02:33 26 мая 2025, 03:33 26 мая 2025, 04:33

В доме-музее Лермонтова посвятили выставку Александру Башлачёву

  • Картинка
  • В доме-музее Лермонтова посвятили выставку Александру Башлачёву
  • Картинка
    В доме-музее Лермонтова посвятили выставку Александру Башлачёву
  • В доме-музее Лермонтова посвятили выставку Александру Башлачёву
Влияние его текстов распространяется не на одну рок-сцену, а буквально на все сферы искусства, связанные со словом.

Государственный музей истории российской литературы открыл выставку "Александр Башлачёв. Часовой всех времен". Рок-музыкант и поэт, одна из самых заметных фигур советского андерграунда, трагически погиб в 1988 году. Ему было всего 27 лет. Перечитать его стихи советует Алия Шарифуллина.

Портрет Александра Башлачёва идеально укладывается в рамку романтического мифа: жил быстро, писал по наитию, увел поэзию туда, куда та еще не ходила, закончил жизнь трагически. Лермонтов, Пушкин, Маяковский, Высоцкий. Башлачёв именно в этом поэтическом ряду. Сколько бы не велись споры: причислять его к рок-музыкантам или рок-бардам. СашБаш – ведомый словом, звучащий поэт.

"Это человек, который говорил с миром языком интонаций, языком надежды на воздействие, а не формулировками. Это необыкновенно важное замечание. Кто-то силен формулировками, а кто-то – надрывной, странной интонацией, как будто бы, с одной стороны, обреченный на прерванный полет, а с другой – обреченный на то, чтобы мы эту интонацию услышали и в наши дни", – отметил директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак.

Он умело обращался со словом, играл со смыслами и архетипами, рифмами и аллитерациями. При этом, если попытаться его песни взвесить, проанализировать, разобрать на цитаты, они рассыпаются, как песок. Целый раздел этой выставки посвящен одной-единственной песне Башлачёва – "Петербургская свадьба". И это не филологический разбор, а попытка показать перекличку СашБаша с текстами классиков.

"Он внешне чрезвычайно классичен. Там прозрачные цитаты, то есть она вся проникнута перекличками с "Медным всадником". Можно было бы взять с той же целью даже более известную песню – "Время колокольчиков". Но именно поэтому мы ее не взяли: она бы увела нас в частно-историческую сторону. А нам хотелось вскрыть более глубокие, более, может быть, важные корни того явления, которое называется "поэзия Башлачёва", – пояснил куратор выставки Сергей Шаулов.

Как шел поиск строк и интонаций, можно увидеть в многочисленных рукописях из семейного архива Башлачёва. Его черновики напоминали математические формулы. Задавая метрическую схему, поэт заполнял пустые клетки словами, высекавшими нужный звук и смысл. Когда был недоволен вариантом, стихи не правил, переписывал с новыми словами и рифмами.

"Некоторые рукописи составляют целые тетрадки: начинается на одной, например, слово-два, на третьей – три, потом вырисовывается, скажем так, скелет. Он действительно подбирал слова. И в рукописях, которые сохранились, есть четверостишия, которые не вошли в эти стихи", – рассказала сестра поэта Александра Башлачёва Елена Башлачева.

Он написал немногим более ста текстов. Выступил порядка двухсот раз. И этого оказалось достаточно, чтобы говорить о нем как о большом поэте ХХ века. Влияние его текстов сохраняется до сих пор, только теперь оно распространяется не на одну рок-сцену, а буквально на все сферы искусства, связанные со словом: от драматургии до рэпа. Башлачёва читают, поют, ставят. Но сам он при этом "остался хорошо спрятанным секретом", который нам, пожалуй, никогда не разгадать.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация