Опера "Очарованный странник" Щедрина открыла VII Московский фестиваль "Зарядье"
Седьмой Московский фестиваль "Зарядье" открылся оперой "Очарованный странник" Родиона Щедрина. Спектакль посвятили памяти композитора, ушедшего из жизни этим летом. Произведение исполнили солисты, хор и оркестр Мариинского театра под управлением художественного руководителя фестиваля Валерия Гергиева. Подробности у Лидии Алёшиной.
Возвращение очарованного странника в Москву – при полном параде. Труппа Мариинки привезла в Зарядье костюмы, реквизит, декорации. На сцене зала Зарядье костюмированный спектакль с декорациями. За этими камышами скрывается крест. Форма деревянного подиума символична. Духовный поиск, страдание, принятие судьбы.
"Почти как на Валааме. Эти камыши, этот крест, они создают магическую атмосферу. Моментально погружаешься в это, и уже, конечно, не в концертном зале находишься, а в каком-то мистическом пространстве. Глубокая русская духовность, загадочная русская душа", – говорит солист оперной труппы Мариинского театра Андрей Попов.
На партитуре Очарованного странника дата – 2002 год. Родион Щедрин написал оперу за полгода, сам сделал либретто, выбрав повесть своего любимого автора – Николая Лескова. Сохранились уникальные кадры репетиции Очарованного странника 2007 года. Родион Щедрин на сцене с Валерием Гергиевым. Композитор писал оперу для трех солистов, хора и оркестра. У Андрея Попова 5 ролей: Князь. засеченный монах. старик в лесу, рассказчик и магнетизёр. У Екатерины Сергеевой две роли – Цыганка Груша и Рассказчица. Чашка горячего чая и на сцену.
"Всего лишь три персонажа на сцене. И у каждого эта Русь, держава, всё, что русского есть в человеке, в каждом персонаже можно увидеть", – рассказывает солистка оперной труппы Мариинского театра Екатерина Cергеева.
Олег Сычёв на сцене и рассказчик, и главный герой Иван Северьянович Флягин – послушник Валаамского монастыря. Опера Щедрина, признается, сложная для исполнителей.
"Он написал глубочайшую музыку, которая отразила глубину православной души, глубину народной нравственности, это восхождение от осознания греха к покаянию, через покаяние, осознание своего служения", – объясняет солист оперной труппы Мариинского театра Олег Сычев.
Оперу Щедрин задумывал для концертной сцены: опера – притча, опера -- оратория, представляющая трагические исповеди героев. Со знаменным распевом, колокольными перезвонами. Очарованный странник – опера, раскрывающая русскую душу.