Отзвуки театра с Александром Калягиным Михаил Державин: цензура не дремала, но интонация, мимика, жест были в нашем распоряжении...

19 июня 2016, 11:30

31 декабря 1966 года между новогодними передачами были показаны короткие сценки из пилотного выпуска "Кабачок 13 стульев", под заставкой "Перерыв по юмористическим причинам" (на советском телевидении была заставка "Перерыв по техническим причинам"). Миниатюры так понравились зрителям, что "Кабачок" получил прописку на советском телевидении.

Идея передачи "Кабачок 13 стульев" принадлежала актеру Александру Белявскому, который часто посещал Польшу, где снимался в фильмах. Он же сначала и был ведущим "Кабачка", затем его сменил Андрей Миронов, а после Миронова ведущим стал Державин. Интеллигентный, ироничный пан Ведущий полюбился телезрителям, как, впрочем, и остальные персонажи "Кабачка". Состав был поистине звездный: пан Директор – Спартак Мишулин, пан Профессор – Борис Рунге, пани Моника – Ольга Аросева, пан Зюзя – Зиновий Высоковский...

Популярность актеров, игравших в "Кабачке", была фантастической. "Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями... Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, светом в телевизионном окошке, зашоренном глухим официозом", - вспоминал в одном из интервью Михаил Михайлович Державин, советский и российский актер театра и кино, актер Московского академического театра Сатиры, народный артист России...


- Итак, немного биографических сведений... Заслуженный деятель искусств Польши, 1976-й год...

Михаил ДЕРЖАВИН: Когда я пришел в Театр сатиры (а до этого был Театр Ленинского комсомола и Театр на Малой Бронной), меня и пригласили вести телепередачу "Кабачок 13 стульев". Передача была основана на польском юморе, но лишь первые выпуски. Потом были все больше наши авторы - Аркадий Арканов, Григорий Горин, Марк Захаров, которые писали миниатюры для этой передачи. Поляки это очень ценили, поэтому группу актеров, которая принимала участие в передаче, наградили таким высоким званием. А к званию полагался красивый орден...

- Михаил Державин родился 15 июня 36-го года в Москве в семье одного из ведущих актеров Театра им. Евг. Вахтангова, - когда называли великих актеров театра, всегда звучало: Михаил Степанович Державин...

Михаил ДЕРЖАВИН: Я родился в знаменитом родильном доме имени Грауэрмана; - здание до сих пор находится на Новом Арбате (раньше - на Молчановке). Но сейчас это какая-то полуполиклиника, на первом этаже продают лекарства... А вообще-то в этом доме появились на свет многие известные стране люди: Марк Захаров, Шура Ширвиндт, Андрей Миронов... А возле того дома мою маму и меня, завернутого в одеяльце, встречала целая компания актеров Театра Вахтангова во главе не с кем-нибудь, а с Борисом Васильевичем Щукиным. И понесли меня на улицу, которая потом стала называться... улицей Бориса Щукина. Потом достроили дом на улице Вахтангова, соседний подъезд которого - Театральное училище имени Щукина. Вот там я и обитал до начала войны...

В 41-м году Театр Вахтангова уехал в эвакуацию, в Омск. Мне было уже пять лет. И там, скажу честно, состоялось мое первое выступление. Я был совсем крохотным пятилетним мальчишкой, но мое первое выступление состоялось в госпитале. В конце 41-го года первые раненые стали поступать в Сибирь; актеры театра выступали в госпитале: помню этих раненых бойцов - перевязанных, загипсованных... И вдруг дядя Толя Горюнов говорит: "А сейчас монолог Кутузова исполнит Михаил Державин!" Меня ставят на табуреточку, - раненые удивились: что такое?! Я знал несколько слов; когда произнес: "Москва за нами!" - аплодисменты были!.. Мои первые в жизни аплодисменты... А дальше - монолог Кутузова по-настоящему читал мой отец...

Мы с Шурой Ширвиндтом были на гастролях в Омске, - там громадный новый театр. Но старый, в котором выступали актеры Вахтанговского театра, сохранился... И Омск я вспоминаю, несмотря на то, что шла война, как светлый - светлый кусочек моей жизни...

----------------------------------------------------------------------------

По убеждению Михаила Державина, сатира для него — прежде всего высокая гражданственность, а ее назначение — помочь людям разобраться в сложных житейских ситуациях, искоренить зло, которое есть в жизни. Создавая образы, актер балансирует на грани смешного и серьезного, смешного и грустного, смешного и уродливого. На сцене Державин любит театральность, само состояние игры, перевоплощение, и если роль написана одной краской, старается найти в ней и другую, нащупать в характере неоднозначность...

Отзвуки театра с Александром Калягиным. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация