Авторские материалы Фильм "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна решили раскрасить

16 июля 2012, 15:46

Персоны

К числу раскрашенных черно-белых фильмов прибавится "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна: напомним, прежде такой процедуре подвергались, в частности, такие шедевры, как "Семнадцать мгновений весны" и "Золушка". Новость комментирует обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.


Случай не первый, но градус возмущения растет - и это понятно. Как сказано в интервью с руководством компании "Формула цвета", опубликованном в "Российской газете", - оттуда и пришла информация о скорой колоризации эйзенштейновского "Александра Невского", - "это первый случай, когда опыты по колоризации черно-белого кино коснутся безусловного шедевра мировой классики". Казалось бы, поспорить трудно. Но если задуматься, то в чем принципиальное отличие "Золушки" или "Семнадцати мгновений весны" или даже комедий Александрова от "Александра Невского"? То шедевр, а это нет, или наоборот? Кто решает, кто расставит фильмы по ранжиру? Для истории кино они равноценно важны. Разве что, разница в том, что Эйзенштейна, в отличие от Лиозновой или Кошеверовой, прекрасно знают на Западе - но это как раз послужит защите первоначальной форме его гениальных лент: в коллекции большинства синематек мира есть "Александр Невский", и вряд ли черно-белые копии теперь будут выброшены на помойку во имя новых, раскрашенных. Бить тревогу преждевременно. Да и не станет подлинный, черно-белый "Александр Невский" хуже от того, что одни самонадеянные коммерсанты его раскрасят, а неграмотный народ посмотрит: от шедевра не убудет.

Но смотреть на ситуацию надо в комплексе. Для чего раскрашивают старые фильмы? Если для того, чтобы заработать денег, то стыдно калечить шедевры ради сомнительного заработка - так можно и голых баб к бурлакам на Волге пририсовать; конечно, Марсель Дюшан пририсовывал усики к физиономии Моны Лизы, только все-таки за творение Леонардо свою шутку не выдавал, и в Лувре вместо оригинала вывесить не предлагал. Если же для привлечения молодежи к классике, то тут обуревают сомнения: неужто нет способа лучше? Не открыть ли на те же деньги все-таки Музей Кино, разгромленный, да так и не восставший из пепла? Не показывать ли по телевидению, да в прайм-тайм, именно черно-белое кино, делом доказывая зрителям, что такие фильмы ничуть не уступают новым - а чаще, честно говоря, выигрывают? Что говорить, даже инициатива Никиты Михалкова по преподаванию кинематографа в школах куда полезнее и осмысленнее. А так получается классическая российская ситуация: не задумываясь о содержании, мы рьяно занимаемся обновлением дизайна. Это как назвать милицию полицией и надеяться, что она начнет работать гораздо лучше, - или мечтать исправить все родовые травмы Московского кинофестиваля, построив для него новый шикарный дворец в Лужниках.

Говорите, молодежь не желает смотреть черно-белое? Да чушь это, главный и самый популярный за границами голливудского трэша фильм прошлого года - "Артист", не только черно-белый, но и немой. Смотрят, хохочут, роняют слезу - может, конечно, в Штатах и Франции с чуть большей охотой, чем у нас, но вот это как раз повод задуматься: действительно ли можно сделать публику умнее, раскрашивая для нее шедевры, или существуют более прямые пути к сердцу и мозгу зрителя.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация