Учители. Мыслители. Пророки Йохан Хёйзинга - неторопливый человек, занимавшийся только тем, что сам считал нужным...

27 апреля 2017, 05:45

В конце жизни нидерландский философ, историк, исследователь культуры Йохан Хёйзинга написал небольшой текст, названный им «Мой путь к истории». Это не были обычные мемуары, или научная биография. Хёйзинга писал не о пути историка, а о «чуде» рождения историка внутри человеческой личности.

Историком Хёйзинга стал не сразу и … почти случайно. Как учёный и как человек он умел прислушиваться к себе и ждать, когда предмет изучения сам попадёт в поле его зрения.

Хёйзинга: Никакая другая наука не распахивает свои ворота перед читающей публикой так широко, как история.

 Йохан Хёйзинга  прожил жизнь без спешки и суеты,  занимаясь только тем, что считал нужным. Так неожиданный поворот судьбы заставил Хёйзингу погрузиться в относительно новый для него предмет - историю. Хёйзинга покинул школу, где работал,  и поступил на должность приват-доцента восточной литературы в амстердамский университет. В 1904 году освободилась кафедра всеобщей истории в Гронингене, где преподавал бывший учитель Хёйзинги профессор Блок. 

Хёйзинга: … и знаете, что я понял, профессор Блок … нет, даже не понял, почувствовал, что позднее Средневековье - не провозвестие грядущего, а отмирание уходящего в прошлое… Это закат.  Вместе с 15-м веком ушла в прошлое история, начавшаяся от республиканского Рима.

О прерывности, цикличности или периодичности истории тогда рассуждали многие философы. «Закат Европы» Шпенглера вышел в 1918-м году. Книга Йохана Хёйзинги «Осень Средневековья» - в 1919-м.  Профессиональные историки работу Хёйзинги приняли скептически.  Но читающая публика приняла «Осень Средневековья» с восторгом. Хёйзинга отказался от анализа и систематики. Он с удовольствием открыл окно в 15 столетие и перенесся в мир его жизненных форм.

Хёйзинга: История — это живой, бесконечно изменчивый многоструйный поток. Она не имеет ни цели, ни необходимости, ни двигателя, ни всеопределяющих принципов.

А в 1938 году Йохан Хёйзинга совершил ещё одну интеллектуальную новацию – теперь уже в области культурологии – выпустил книгу «Человек играющий». Хёйзинга показал, как через культуру, точнее, через её малую часть - через игру, можно увидеть мир и войну, политику и поэзию, флирт и спорт.

Хёйзинга: Всякая Игра есть, прежде всего, и в первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра.

Годы войны пожилой уже Хёйзинга провёл в концлагере. Он не участвовал в сопротивлении, но и не молчал. Даже за решёткой он оставался историком. 3 октября 1942 года в годовщину снятия осады Лейдена испанцами в 1574 году Хёйзинга выступил перед товарищами по лагерю. Он говорил о свободе, мужестве, стойкости. А в конечном итоге - о доброте и мудрости.

Хёйзинга: История - артезианский колодец, кладезь культуры, неиссякаемый источник нравственного совершенства для тех, кто способен критически воспринимать и трезво оценивать события прошлого, отличать «взлеты» и «падения» государственной мощи от взлетов и падений государства или народа в нравственном смысле. Чистота помыслов в подходе к истории — единственное условие для ее правильного понимания. Ничто не может быть хуже для нации, чем бездумное превращение национальной истории в «опиум для народа» теми, кто используют ее как подручное средство для достижения или удержания власти.

 

Учители. Мыслители. Пророки. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация