Актуально Энергопроекты для ЕС важнее американских санкций

17 августа 2017, 18:11

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Тема: "Евросоюз вывел из-под американских санкций некоторые энергопроекты с российским участием, заявил постоянный представитель России в ЕС Владимир Чижов".

На связи со студией – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета Константин Симонов.

К. Симонов: Когда вообще были приняты эти санкции, был подписан этот закон, мы все занялись юридической филологией. Потому что шутки шутками, но это довольно важная вещь. Почему? Потому что в части санкций упоминается и используется глагол "may". В другой части санкций используется глагол "shall". Причём мы знаем, что в английском языке есть и более жёсткие глаголы долженствования. Например, глагол "must". При этом глагол "shall" на самом деле имеет разные значения. Сейчас даже в США имеются определённые юридические трактовки, ведутся споры, как оценить слово "shall". Это президент обязан всё-таки или он должен? Это ближе к "может" или к "обязан"? И это вопрос не тривиальный.

Тем не менее, в части санкций действительно используется глагол "may". Причём те санкции, которые уже были введены, вот там появился более жёсткий глагол "shall". А вот те санкции, которых раньше не было и которые появились в новом законе, в том числе и запрет на поставки фактически любых услуг и любого оборудования для трубопроводных проектов России на сумму более миллиона долларов в год, там использован более мягкий глагол "may". Это означает, что данный тип санкций может быть применён президентом, а может и не быть применён. Причём там тоже есть интересная приписка, что эти санкции президент США может ввести при согласовании их с союзниками США.

В. Чижов уверят, что это произошло благодаря вмешательству европейских партнёров. Не знаю. Хорошо, если так это на самом деле. Хотя мне показалось по реакции европейцев, что они всё-таки были несколько ошарашены сами этими санкциями. Тем не менее, в тексте написано, что президент этот вид санкций, особенно по трубопроводам, что для России наиболее важно, может ввести по согласованию со своими союзниками. Там не написано про европейские страны. Но имеются в виду члены НАТО, скорее всего.

Как сказал В. Чижов, в первоначальном варианте было 50 процентов участия российских компаний, сейчас 33 процента, что выводит из-под действия закона о санкциях некоторые проекты с российским участием. О каких проектах идёт речь?

К. Симонов: Санкции на самом деле были введены по международным проектам. Просто там была раньше цифра 50, теперь появилась цифра 33. Но, вообще, честно говоря, я не…

Дальше В. Чижов сказал, что это не относится к "Северному потоку-2" и другим российским потенциально крупным задумкам.

К. Симонов: На самом деле мы в крупных газовых серьёзных проектах за пределами России не участвуем, в этом нет ни малейшего смысла. Потому что мы – обладатели крупнейших в мире запасов газа. У нас, собственно, профицит сейчас добычи. У нас нет никаких сложностей с производством газа. И в этом плане проекты, которые мы ведём, достаточно локальны и довольны аккуратны.

Но там речь идёт не про газ. Санкции накладываются на любые вложения, продажу оборудования, любых услуг, включая информацию, на сумму более 1 миллиона долларов в год. То есть, даже если вы будете по действующим проектам поставлять какое-то новое оборудование или новую информацию на сумму более миллиона долларов в год, это значит попасть под санкции. Ещё раз подчеркну, что в отношении трубопроводов используется глагол "may" (может ввести эти санкции). Естественно, и "Северный поток-2", и "Турецкий поток" под эти пункты подпадают как трубопроводы. Причём там не написано про газопроводы или нефтепроводы.

Почему при этом обычно говорят про "Северный поток-2"? Понятно, что это наиболее политизированный проект. Вокруг него ломается наибольшее количество копий. Всё-таки "Турецкий поток" идёт в Турцию вначале, а его морская часть вообще не попадает под действие европейского законодательства.

А по "Северному потоку-2" у нас и с европейцами были суды, и поляки подавали в суд. Эта тема наиболее разогрета, поэтому все по неё и говорят. Но в реальности речь идёт не только про этот проект.

Правда, "Северный поток-2" упоминается отдельно, и это показательно, в украинской части, которая называется "Поддержка украинской энергетической независимости". Там есть такой пункт о санкциях, и вот в нём "Северный поток-2" отдельно упоминается. Там действительно написано, что США должны оказывать противодействие этому проекту. Но ни слова не написано, как они должны оказывать противодействие этому "страшному" проекту. То есть, он персонально просто упомянут, причём в украинском разделе.

Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация