Пятидневка Мама, почитай мне книжку

14 ноября 2017, 12:30

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

 

14 ноября 110 лет назад родилась замечательная шведская детская писательница Астрид Линдгрен. Она написала много детских книг, в том числе про Карлсона и Пеппи Длинный чулок.

 

В студии – детский писатель Андрей Алексеевич Усачёв.

Сегодня мы с ним говорим о том, чем живёт современная детская литература.

Нужна ли сейчас кому-то детская литература в мире и в России?

А. Усачёв: Странный вопрос. На него можно как бы и не отвечать.

Нет. И объясню почему. Потому что, мне кажется, за последнее время единственными книгами детской литературы, которая поразила сердца людей, были книги про Гарри Поттера.

А. Усачёв: Это совершенно нормально. Большинство людей существуют в медиапространстве. И если им рассказывают Гарри Поттер, Гарри Поттер, ну, они и читают Гарри Поттера. Хотя хорошая книжка, между прочим. Просто Гарри Поттер как бы заслонил в какой-то степени всё остальное. Но это не его проблема. Это проблема нелюбопытства наших читателей.

Надо ли разделять детскую и взрослую литературу?

А. Усачёв: Это условное деление. Конечно же, разделять надо, но не жёстко, потому что чётких ограничений всё-таки нет. Кто-то умный хорошо ответил на вопрос, чем хороша детская книга? Каждый её читает три раза: сначала читают ему, потом он сам читает, затем он читает эту книгу своим детям и внукам. Конечно, детская книга отличается. Но не сильно.

Ведь что такое детская книга? Кто-то приписывает эту фразу М. Горькому, кто-то – К. Чуковскому, а кто-то – С. Маршаку, что детские книги надо писать как взрослые, но только лучше. Звучит красиво и ярко, но на самом деле надо лучше писать всё. Детская книга должна быть просто понятной. Этим она отличается от взрослой книги. Во взрослой книге есть вещи, которые ребёнку не очень понятны. Например, всякие политические интриги. Также ребёнку по-настоящему не понятны, например, всякие сексуальные штуки. Умом он понимает, что дядя с тётей ложатся в постель, но зачем это они делают, он понять не может.

Опять-таки, когда мы говорим "детская книга", детство ведь есть до трёх лет, с трёх до пяти лет – это уже другой ребёнок, с шести до десяти – третий ребёнок. И потом идёт четвёртый. Поэтому, когда мы говорим вообще о детской книге, надо понимать, о какой возрастной группе детей мы говорим.

Моё личное мнение, что подростковой книги, как таковой, не существует. Потому что в подростковом возрасте, вообще-то, уже читают взрослую литературу. Ведь все мы стремимся до определённого времени казаться старше. Поэтому в 12-15 лет подросткам интересно, а как там это у них, у взрослых. В этот момент они могут читать и "Ромео и Джульетта" того же У. Шекспира и т.д. А вот такой момент, что есть литература специально для подростков, не работает. Литература должна быть шире определённой возрастной группы. Поэтому очень важно понимать, для кого ты пишешь.

Почему учебники не ориентируются на возраст учеников? Первая причина – это инерция. Все привыкли, что учебники таковы. Вторая причина. Учебники – это миллионы. Поэтому никакого нормального автора ни в какую серию учебников не пустят. Плохо или не понятно написанная вещь не только детям, она и взрослым не нравится. Учат дети такие учебники и читают с неохотой, и в результате таковы оказываются плоды отечественного образования.

Детская литература, как и всякое другое дело, – это профессия, мастерство. Вообще, количество хорошей литературы не меняется в зависимости от того, социализм ли в стране, капитализм, да хоть что угодно. Так что при советской власти не всё было так хорошо и не всё было так плохо.

Вообще с детьми надо разговаривать так же, как с взрослыми. И, может быть, надо использовать меньше непонятных слов и делать это живее. О чём разговаривать с детьми? Прежде всего, о двух вещах. Конечно, мы хотим сказать им то, что нам важно, донести свой посыл. А с другой стороны, наш посыл может не совпадать с тем, что им интересно. Мы же должны отвечать на их интересы. Потому что если мы на них не ответим, то ребёнок все равно получит ответы на то, что его интересует, во дворе.

Ребёнок информацию получать хочет, и вообще главное свойство ребёнка в том, что он любопытен, он хочет знать о мире очень многое. И мы должны, конечно, отвечать на его вопросы, а не на придуманные взрослыми, стараться не врать. Ребёнок пяти лет устроен так, что ему интересны животные, то, как устроен компьютер. Но рассказывать ему заранее о том, что преподносят все эти учебники по сексу, не нужно. Здесь нет ничего, но просто в данном случае мы стремимся ответить на вопрос, который ребёнок не задаёт.

Тройка ярчайших современных российских детских писателей, которых бы А. Усачёв порекомендовал почитать вслух современных детям:

1. Анастасия Орлова (г. Ярославль).

2. Галина Дядина (г. Арзамас).

3. Юлия Симбирская (г. Ярославль).

Россия бедна детской прозой, а вот на Западе прозаики великие.

Тройка ярчайших современных зарубежных детских писателей, которых бы А. Усачёв порекомендовал почитать вслух современных детям:

1. Роальд Даль (Roald Dahl, Великобритания, фильмы "Ведьма", "Матильда", "Чарли и шоколадная фабрика").

2. Дик Кинг-Смит (Dick King-Smith, Великобритания).

3. Редьярд Киплинг (Rudyard Kipling).

Когда говорят, что нет сегодня детских писателей, есть они. Но они не сразу же печатаются. Ведь начинается всё с "Мурзилки", потому где-то ещё, то есть всё проходит шаг за шагом.

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация