Авторские материалы "Кроткая": ироничный хоррор Лозницы

23 ноября 2017, 13:47

В прокат выходит "Кроткая" - вольная экранизация знаменитым режиссером Сергеем Лозницей одноименной повести Достоевского, фильм-участник Каннского кинофестиваля. Картина профинансирована несколькими странами, в том числе и Россией, а снималась в Латвии с российскими актерами и на русском языке. Этот непростой фильм посмотрел кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Не ищите здесь сходства с сюжетом "Кроткой" - знаменитой поздней повести Достоевского, которую много раз перекладывали на язык кинематографа. Одноименный фильм Сергея Лозницы, известного на весь мир документалиста и автора до этого двух, а теперь и трех игровых картин, иронически переосмысляет интригу классика. У Достоевского Кроткой звали безымянную жену рассказчика-ростовщика, которая, не смирившись со своим унижением, покончила с собой. У Лозницы рассказ ведет, напротив, героиня - тоже безымянная, и она действительно кроткая: молчаливо, не меняясь в лице, она принимает все удары судьбы, начиная с первых сцен, когда ей приходит обратно отправленная мужу в тюрьму посылка. Собравшись и одевшись, она едет в Сибирь, к мужу-сидельцу, чтобы выяснить, что же случилось.

Ее горестная и комическая, страшная и гротескная одиссея составляет каркас фильма, где на путь героини нанизываются сцены то ли дантовского "Ада", то ли гоголевских "Мертвых душ". А вот как раз мужа мы так и не увидим - возможно, только в безумном сне героини, которым заканчивается фильм.

"Кроткая" была показана в конкурсе Каннского фестиваля и вызвала огромный интерес, но не встретила понимания. Бывает или нет, конструкция "Кроткой" настолько экономна и последовательна, что ее леденящее воздействие не сможет проигнорировать даже самый скептический зритель. Мы следим за героиней, не имея возможности сделать шаг влево или вправо, и видим мир через призму ее пристрастного, пусть внешне и бесстрастного, взгляда: Василина Маковцева, актриса екатеринбургского Коляда-театра, играет эту роль потрясающе.

Череда трагифарсовых фресок - в автобусе и поезде, в тюрьме и на блатной хате, в кабаке и на вокзале - погружает нас все глубже в коммунальное пространство вечной, архетипической России. Здесь не бывает личного пространства - все общее, не существует прав человека - в них просто не верят, а угроза сгустилась в воздухе, пусть и не реализуется до поры до времени.

Другой фильм-путешествие Лозницы, "Счастье мое", сравнивали с американскими хоррорами: "Кроткая" - тоже хоррор, но более тонкий, нелинейный, и более ироничный. В общем, то самое зеркало, на которое, по совету народа и Николая Васильевича Гоголя, не стоило бы пенять, прежде не изучив рельефа собственной физиономии. 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация