Разное время. Радиоканал Права студентов

7 мая 2018, 17:10

Радиоканал "Разное время" ведут Екатерина Курицына и Анатолий Круглов.

Директор Ухтинского промышленно-экономического лесного колледжа Индустриального института Василий Завьялов заставил учащихся писать дипломы от руки и решил устроить из мужского общежития казарму.

Руководство Всероссийского студенческого союза считает, что это нарушает права студентов. "Тут налицо просто ряд вопиющих нарушений. Что такое общежитие казарменного типа? Я про такое не слышал. Есть военные вузы, где казарма это действительно форма, где проживают люди, но они поступают в специализированный вуз. А если говорить про гражданские учебные заведения, то ничего подобного нет ни в Законе об образовании, ни уж тем более в Жилищном кодексе, где у людей есть определенные гарантии для нанимаемого помещения", сказал председатель ВСС Олег Цапко. Он также считает, что данная ситуация "не совсем адекватная", и поэтому студентам необходимо обратиться в ректорат и обратить внимание прокуратуры на подобного рода действия руководства. Также он добавил, что Всероссийский студенческий союз тоже планирует подключиться к этому вопросу.

Гость программы Михаил Гусев, заместитель председателя Всероссийского студенческого союза.

Интересные истории происходят в последние недели. Сразу два вопиющих случая: в Ухтинском колледже и в городе Апатиты, где сотрудница среднего специального заведения заставила студентов правильно писать название своего заведения. То, что эти два случая совпали, это просто они совпали или действительно такие случаи происходят, когда руководство учебного заведения считает, что студенты – существа подневольные, которыми можно управлять так, как захочешь?

М. Гусев: К сожалению, многие действительно так думают. Но далеко не все. Что касается этих конкретных случаев, они достаточно вопиющие, утрированные и в какой-то степени даже смешные. Поэтому они и были освещены в социальных сетях в крупных молодёжных сообществах, поэтому они и стали предметом больших дискуссий.

Все на это смотрели, смеялись и при этом удивлялись, как же такое в принципе могло случиться. Потому что это не связано с каким-то вопросом образования или вопросами дисциплины, а связано уже с какими-то глупостями руководства.

В Апатитах в колледже, где обучаются, в том числе, и парикмахеры, одна из обучающихся девушек по имени Лиля попыталась себе в группе "ВКонтакте" найти бесплатных моделей для получения практики. Начинание, в общем-то, доброе. И там под постом, который разместила девушка, возникла достаточно горячая дискуссия, местами даже грубая. Девушка эта сама себя вела, надо сказать, не лучшим образом. Но дело-то в чём? В том, что она своё учебное заведение назвала "училищем № 17" в то время как официально заведение уже давно называется Апатитским политехническим колледжем имени Голованова. И вот в комментариях бухгалтер этого колледжа поправила девушку, что та учится в учебном заведении, а не знает, как оно называется, и что это уже не училище № 17. На что девушка стала грубить, сказала, что может называть своё учебное заведение, как посчитает нужным, и не собеседнице её учить. Но девушка не знала, с кем общается. Оказалось, что это была бухгалтер того самого колледжа, в котором обучалась девушка, и бухгалтер решила устроить в отместку некую воспитательную акцию.

Из Мурманска передаёт наш мурманский корреспондент Игорь Агеенко.

И. Агеенко: Бухгалтер Дарья слила эту девочку преподавателям, с которыми она общается. И какой-то преподаватель заставил девушку одну как бы в шутку написать эту бумагу, ну а потом и всю группу. После этого Дарья сфотографировала и выложила несколько исписанных этих листочков в соцсети, гордая тем, что сделала. Текст на этих листах был следующим: "Я больше никогда не буду называть Апатитский политехнический колледж им. Голованова училищем № 17". И Лилю практически затретировали в колледже из-за этого всего. Хотя Лиля написала так в своём объявлении в сети по той простой причине, что в народе до сих пор это заведение называют "ПТУ", "шарага" и "хабзайка". "Хабзайка" – это такое расхлябанное отношение к учёбе: что-то там дадут, а что-то и сами почитают.

Замминистра образования Мурманской области уже заявила, что подобные случаи недопустимы, когда какой-то человек, не относящийся к учебному процессу, не имеющий педагогического образования, говорит детям, что те вообще должны делать и как правильно называть учебное заведение.

Разве существуют отношения: "я – начальник, ты – дурак" между преподавателями и студентами? Разве преподаватель является начальником студента?

М. Гусев: Преподаватель не начальник студента, но студент зависит от преподавателя, поэтому, естественно, такой формат отношений, который абсолютно не правильный, иногда можно наблюдать.

Должны ли быть наказаны те преподаватели, которые заставили всю группу писать глупое предложение?

М. Гусев: Конкретно, мы в эту ситуацию не вмешивались, нас не просили, студенты не обращались. Об этой ситуации мы узнали уже, когда она постепенно начала разрешаться, поэтому мы в эту конкретную ситуацию не вмешивались. Но что касается моего мнения, безусловно, те преподаватели, кто это допустил, должны понести наказание: дисциплинарное либо какое-то другое. Так или иначе, общественное порицание уже наблюдается по отношению к этим людям. Их поступок, безусловно, не педагогичный. И они негативную оценку получат как со стороны студентов, пусть даже те будут сейчас молчать, но они между собой будут говорить, что это была плохая идея и не очень-то вежливая по отношению к студентам. То есть, уже видно, что в данной конкретной ситуации студент рассматривается как человек более низкого сорта.

В отношениях между преподавателем и студентом нет отношений начальника и подчинённого?

М. Гусев: Да, конечно, и не должно быть.

Де-юре этого не должно быть, но де-факто это периодически присутствует, потому что инструментов давления у преподавателя на студентов полно?

М. Гусев: Конечно. У студента же на преподавателя практически нет. А должны быть. И касаться они должны, прежде всего, качества образовательного процесса. Студент должен иметь право оценить (анонимно или нет) качество преподавания предмета данным преподавателем. Насколько он хорошо, интересно и ясно ведёт свой предмет, насколько соответствует актуальной повестке данной науки предмет и т.п. И студент должен эту информацию передавать не преподавателю, хотя преподавателю она тоже может передаваться, если преподаватель заинтересован в этом, а руководству колледжа либо руководству структурного подразделения данного колледжа или вуза. И это передаётся для того, чтобы можно было оценить, насколько данный преподаватель является квалифицированным специалистом.

Это о профессиональных качествах преподавателя. А если говорить о его личных качествах? Вряд ли данное исписывание листочков с названием колледжа входило в образовательную программу?

М. Гусев: Явно нет.

То есть, студент может и должен оценивать преподавателя и с точки зрения человеческих отношений?

М. Гусев: Да, конечно. Этика общения между преподавателем и студентом, субординация в отношениях должны всегда выдерживаться. Как со стороны студента по отношению к преподавателю должно быть уважение, так и со стороны преподавателя к студенту. И если такие отношения присутствуют, преподаватель заслуживает высоких оценок со стороны обучающихся. Он нравится им, и все хорошо относятся друг к другу.

А когда отношения между преподавателем и студентом натянутые, тогда значительно хуже выстраивается и образовательные процесс, появляется какая-то боязнь у преподавателя, и предмет уже воспринимается не так, как он мог бы восприниматься в других обстоятельствах.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи программы.


Разное время. Радиоканал. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Ориентация на местности

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация