Авторские материалы "Окно в Европу": кино, музыка и смыслы

19 августа 2018, 07:44

Персоны

Фестиваль российского кино "Окно в Европу" завершился в Выборге. Главный приз выборгского кинофестиваля достался 29-летнем режиссёру Кириллу Соколову за черную комедию "Папа, сдохни". Событием форума стал приезд вдовы Дмитрия Шостаковича Ирины Антоновны. Она представила документальный фильм "Леди Макбет. Без права постановки", рассказала, как работал ее гениальный супруг и почему не любил сочинять мелодии – темы к фильмам. О значении и смыслах музыки в кино корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова поговорила с гостями форума.

Кинофестиваль "Окно в Европу" демонстрирует таланты молодых и открывает тайны мастерства великих. На творческой встрече со зрителями вдова Дмитрия Шостаковича Ирина рассказала, как композитор создавал свои шедевры.

ШОСТАКОВИЧ: Он садился за стол, когда уже все придумал, у него уже было в голове сочинение. Он сначала делал такой маленький эскизик на две странички, а потом сразу писал партитуру. И если там большой оркестр, то он сразу писал весь оркестр – что бывает очень редко. Это, кажется, еще только Моцарт умел делать. Нужно слышать сразу все вместе.

Кроме пронзительной классики, Шостакович сочинял партитуры для фильмов – за творческую жизнь написал их 36. Начал он с "Нового Вавилона" в 1928 году и закончил "Королем Лиром" в 1970 году. Композитор с удовольствием работал с Георгием Козинцевым: режиссер ставил перед маэстро четкие и ясные задачи. Вообще же, "творить" для кино Дмитрий Дмитриевич не любил, продолжает Ирина Шостакович.

ШОСТАКОВИЧ: Он говорил, что это не искусство, а промышленность... Это не то, что вольный полет фантазии. Это связано с такой ремесленной работой, когда тебе указывают, сколько секунд, сколько минут – и вот давай пиши с "большим вдохновением". Ну, если хороший режиссер, то да, конечно... Козинцева он считал хорошим режиссером. А вот к "Карлу Марксу" он писал с большими мучениями, потому что Рошаль точно не знал, что ему нужно, и на все говорил, что это – не то!

Современные мастера индустрии признают: без музыки в кино практически не обойтись. Выбирать мелодию, созвучную картине, надо сердцем и, конечно, головой, уверен режиссер Карен Шахназаров.

ШАХНАЗАРОВ: Интуиция. Это зависит от задач, которые ты ставишь. Каждый раз – очень индивидуально, каждый фильм – это свой взгляд и музыкальный. Если "Мы из джаза" я снимаю – у меня одно, если "Белый тигр" – совсем другое, "Анна Каренина" – третье, "Курьер" – четвертое. Там разные задачи совсем стоят. В кино все идет от кинодраматургии, на самом деле, а музыка появляется как результат. Прежде всего – история, герои. Нельзя же просто о джазе снимать или о степе. Можно – только о людях, которые этим занимаются.

Иногда музыку в киноистории "заказывают" ее персонажи. Так было с фильмом-фаворитом фестиваля "Хрусталь". События здесь развиваются в любимых ритмах главной героини. Говорит автор сценария картины Хельга Ландауэр.

ЛАНДАУЭР: История про девушку, которая увлечена музыкой хаос. Действие происходит в 1996 году. И музыка там в основном этого стиля – chaos-music. Вообще, музыка, которая используется в фильме, – это та, которая звучит либо в автобусе, либо в комнате. Это не приложенное сверху звучание, а то, что происходит вокруг нас. Музыка там выполняет роль каких-то акцентов, а не ходулей.

В одних картинах мелодия формирует смыслы, в других – "шумит" легким фоном. Есть киноленты, которые снимаются как по написанным для них нотам. За редким исключением, каждому фильму созвучны хотя бы несколько аккордов. Рассказывает кинокритик Кирилл Разлогов.

РАЗЛОГОВ: Да, с первых лет истории кино картины показывали в сопровождении тапера. Музыка нужна. Естественно – классические вещи: Прокофьев, Эйзенштейн, Шостакович и Козинцев. Мне не очень нравится использование Чайковского в фильмах. Но, например, в "Черном лебеде" у Аранофски это вполне уместно. Авангардная музыка – довольно редкий пример сопровождения фильмов, а вот популярная музыка – очень частая вещь. "Мы ждем перемен" Виктора Цоя стала популярнее, чем "Асса".

Главное, настаивает критик, чтобы музыка в итоге не портила фильм: не доигрывала эмоции за актеров, не дописывала мысли за сценаристов, а изящно и ненавязчиво вплеталась в киноленту.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация