Актуально В России продлено соглашение о заморозке цен на топливо

22 марта 2019, 12:18

• Правительство приняло решение продлить на три месяца соглашение с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо (бензин и дизель) в опте и рознице, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, это необходимо для согласования с ЕАЭС нового механизма регулирования — лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов, которым решено заменить заградительные пошлины.

Правительство обещало ввести заградительные пошлины для нефтекомпаний, если те не будут выполнять обязательства по поставкам топлива на внутренний рынок или если произойдёт резкий скачок цен. Однако при их введении нефтедобыча потеряла бы около 300 млрд рублей. По мнению заместителя Дм. Козака, заградительные пошлины фактически убивают нефтепереработку. Теперь же от них предлагают отказаться, заменив на более мягкий механизм лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов. Лицензии получат все компании, но они должны гарантированно поставлять определённые объёмы топлива на внутренний рынок.

Эксперт – президент Независимого топливного союза Павел Александрович Баженов.

Что это будет за механизм лицензирования? Насколько он гарантирует, что компании, во-первых, будут добросовестно исполнять все свои гарантии по поставкам на внутренний рынок, и, во-вторых, что он действительно не приведёт к какому-то неконтролируемому скачку цен?

П. Баженов: Вообще, сейчас обсуждаются два механизма. Один можно сравнить с пряником, а второй – с кнутом. Лицензирование экспорта – это как раз и есть некий кнут, механизм, который позволял бы заставлять или предписывать нефтяным компаниям вопреки каким-то экономическим стимулам условиям реализовывать продукт на внутреннем рынке. С другой стороны, обсуждается корректировка демпфирующего механизма, возможное введение плавающего акциза, но не как конструкция сама по себе, а как корректирующий механизм к демпферу. Таким образом, действительно сегодня у правительства других вариантов, кроме как продлевать соглашение, не было, потому что есть очень высокий потенциал к росту оптовой цены. Более того, даже в рамках заморозки оптовая цена, скорее всего, сейчас начнёт активно расти в силу того, что соглашением предписаны достаточно высокие параметры оптовых цен, а сегодня рынок находится значительно ниже, и это противоречит любой экономической целесообразности ведения бизнеса.

Что касается розницы, предполагается, чтобы цены и так сдерживались в рамках инфляции, как и было задумано. Но, учитывая то, что стремительный рост оптовых цен неизбежно подтолкнёт создание напряжённости вокруг розничных цен, правительство перестраховалось и приняло решение продлить заморозку. Сейчас будут идти торги между правительством и нефтяными компаниями относительно каких-то дополнительных преференций в виде дополнительных поставок. И вопрос сейчас, кто победит.

Окончательное решение о продлении соглашения будет принято 28 марта, когда правительство будет с нефтяниками встречаться. Представители нефтяной отрасли находятся сегодня в некоем напряжении, потому что они не знают, на что им лучше соглашаться: на кнут или на пряник, или на то и другое вместе. Встреча 28 марта снизит это напряжение? Её результаты никак неожиданно не скажутся на топливном рынке?

П. Баженов: Поживём – увидим. Соглашение – штука двусторонняя, улица с двусторонним движением. С одной стороны, правительство у нас имеет достаточный административный ресурс для того, чтобы очень настоятельно рекомендовать что-то подписать и с чем-то согласиться. Но, с другой стороны, российские нефтяные компании – структуры, которые тоже не лыком шиты. Поэтому сегодня идёт довольно серьёзная кабинетная борьба и ведётся серьёзный торг. У нефтяных компаний есть определённые козыри в рукаве. У нас цена внутреннего рынка, если говорить об экономических условиях, о внешней альтернативе, экстремально низкая, и поводы для её резкого роста существуют серьёзные.

Мы всё время обсуждаем рост цен на бензин, а есть ли вообще гипотетическая возможность, что эти цены поползут вниз на АЗС?

П. Баженов: Замороженные цены вниз точно не поползут. А размороженные? Мы как союз выступаем как раз за такую конструкцию, когда цена может и вниз ползти, и вверх подниматься. Это нормально. Всё зависит от условий и конъюнктуры. Если мы хотим, чтобы цена на АЗС на бензин могла падать, мы должны быть готовы к тому, что цена на АЗС могла бы и расти. А такой конструкции, когда цена может только падать и расти не должна, быть не может. Для того чтобы цены соответствовали рыночным условиям и ценообразование в рознице было рыночным, а сегодня оно директивно, и для того, чтобы у нас не было высокого роста цен, необходимо скорректировать налоговую нагрузку. Всё дело в том, что сегодня в стране внутренний рынок находится в очень уязвимом положении. Налогов на внутренний рынок значительно больше, чем налогов в случае экспорта нефтепродуктов.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация