Актуально Россия намерена развивать экспорт услуг

30 сентября 2019, 12:11

Деньги не малые, и хочется понять, как эти деньги будут работать, потому что речь идёт о продвижении за рубежом продуктов интеллектуального труда для развития туризма и съёмок кинофильмов. Эти деньги на что пойдут? Что ими будут оплачивать, кроме съёмок кино, конечно?

В. Климанов: Согласно предложениям Минэкономразвития их будут направлять на субсидирование как конкретных производителей этих самых услуг, так и тех структур, которые эти услуги будут продвигать, в том числе в финансовых институтах, которые будут финансово помогать, кредитовать производителей, которые занимаются не производством каких-то товаров, а именно выполнением работ или оказанием услуг для иностранных контрагентов. Сейчас таким производителям часто очень сложно выйти на зарубежные рынки в силу разных причин. Выход вообще на рынок – это всегда дело тяжёлое и сложное, тем более на международный рынок. А в условиях действия санкций и другой неблагоприятной внешнеэкономической ситуации это сделать тем более сложно, поэтому такая поддержка крайне нужна сейчас.

Вы говорите, что эти деньги пойдут либо на поддержание более низких по сравнению с конкурентами цен на нашу продукцию за рубежом, либо на налаживание неформальных связей, который тоже иногда требуют немалых материальных затрат. Вы всё-таки сейчас о чём говорите?

В. Климанов: Именно о поддержке в части того, что у нас называется субсидиями производителям товаров, работ и услуг как форма бюджетных ассигнований, которая должна поддержать тех производителей, которые делают что-то важное в целях повышения национального дохода страны и решения задач, связанных и с обеспечением занятости, созданием и увеличением общественного продукта и т.д.

Это происходит сейчас и по отношению к просто производителям, которые занимаются экспортом несырьевых видов товаров. Вплоть до того, что есть стимулирование выставочно-ярморочной деятельности, которую осуществляют отечественные производители. И есть иногда просто субсидии на осуществление выпуска этих самых товаров и их экспорта. Это касается как машиностроительного экспорта, так и сельскохозяйственного производства. А сейчас предложение Минэкономразвития как раз сводится к тому, что в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт", где ответственным исполнителем выступает Министерство промышленности и торговли, был упущен момент, связанный с экспортом нематериальных производств, а именно: экспортом услуг. В этом есть своего рода подноготная, связанная с тем, что отчасти другое ведомство курирует этот вопрос. Минэкономразвития этим в большей степени занято, как федеральный орган власти, ответственный за его реализацию.

Понятно, почему Минэкономразвития сразу денег запросило на это дело.

В. Климанов: Вообще в экспорте услуг продажа за рубеж патентных лицензий, авторских прав, ноу-хау, каких-то программных продуктов, разработанных IT‑компаниями, – это сейчас одно из основных направлений. Раньше это были какие-то финансово-банковские или страховые услуги, которые предоставлялись зарубежным клиентам, а сейчас акцент смещён в сторону патентно-айтишной деятельности. Различные инжиниринговые и консультационные услуги –это всегда очень важная статья расходов для развитых стран мира, и Россия на этом рынке в части международного сотрудничества в последнее время, скорее, теряла какие-то преимущества, нежели приобретала. И вот чтобы мы и дальше не теряли, наверное, поддержка будет очень необходимой.

Понятно также, что речь идёт и о развитии туризма и о всевозможных выставках, которые проводятся в нашей стране и за рубежом. Насколько это помогает продвигать российский туризм? Потому что есть ощущение, что, скорее, какие-то крупные международные события типа чемпионата мира по футболу являются главным двигателем для развития отечественного туризма как внутри страны для россиян, так и за рубежом. Не так?

В. Климанов: Да. Но здесь нужно сделать акцент на том, что экспорт услуг, когда мы говорим про патенты, – это деятельность наших компаний за рубежом, а что касается туризма, то это обратная ситуация. Это приём иностранных туристов в России. Но это будет как раз являться фактически экспортом услуг. То есть, мы должны стимулировать приезд к нам иностранных туристов. И этой деятельности требуется сейчас какая-то дополнительная поддержка, в том числе рекламно-маркетинговая и инфраструктурная, которая помогла бы наращивать объём производства в этом секторе.

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация