Актуально КС Украины не позволил президенту расширить свои полномочия

18 декабря 2019, 12:36

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Конституционный суд Украины не позволил Зеленскому назначать руководителей Национального антикоррупционного бюро и Государственного бюро расследований. То есть, президент на Украине становится всё больше и больше чисто представительской фигурой, так что ли?

Владимир Синельников: Да, это так. Можно сказать, что это первое серьёзное политическое поражение президента Зеленского, но очень значимое и очень важное.

В чём тут вопрос? Это одна из первых законодательных инициатив президента Зеленского. Он внёс в Верховную раду проект поправок в конституцию. Там было целых пять проектов, которые касаются различных аспектов общественной жизни. В частности, в одном из этих проектов предполагалось, что полномочия президента будут расширены при назначении главы Государственного бюро расследований и главы Национального антикоррупционного бюро.

Почему президент Зеленский потерпел в данном случае поражение? Эти структуры были созданы при президенте Порошенко. В частности, это пример того, как Порошенко просто внаглую открыто сдавал суверенитет Украины, потому что в законы о Национальном антикоррупционном бюро и Государственном бюро расследований заложена система полного кадрового контроля со стороны Запада над назначениями в эти структуры. То есть, есть конкурсная комиссия, в которую входят западные эксперты, которые отбирают кандидатов на должности в этих структурах. И не только в этих, это касается ещё и Антикоррупционного суда и Специализированной антикоррупционной прокуратуры. И по решению этой конкурсной комиссии глава правительства или президент всего лишь имеют право подписать решение этой комиссии. То есть, они фактически превращены в нотариусов.

Раз эти структуры находятся под внешним управлением, это есть прямое посягательство на государственный суверенитет Украины и это средство контроля, прежде всего, за политической элитой Украины. Потому что и Национальное антикоррупционное бюро, и Государственное бюро расследований занимаются, прежде всего, это их основная задача, расследованием преступлений, которые совершили высокопоставленные должностные лица: депутаты, министры, судьи и даже сам президент. То есть, это система внешнего контроля за всей кадровой политикой на Украине и фактически система управления. Потому что если начальник не имеет права как-то воздействовать в кадровом смысле на подчинённого, то он абсолютно не является начальником. Представьте себе ситуацию. Начальник говорит, сделай то-то и то-то, а подчинённый отвечает, что он ничего делать не будет просто потому, что он этого не хочет. И что делать начальнику? Уволить он такого своего подчинённого не может, потому что не он его назначал и не ему его увольнять.

В. Зеленский попытался вернуть себе полномочия главы государства, то есть предоставить самому себе право назначать глав этих структур, но конституционный суд, который, по всей видимости, в данном случае находится под влиянием международных финансовых институтов, как, кстати, и большая часть кабинета министров Украины, просто отказал президенту Украины в восстановлении суверенитета страны над этими структурами.

Есть ещё один момент, который касается особых статусов, которые мы накануне обсуждали. Тут пошли заголовки в российской прессе, что В. Зеленский "забыл" об особом статусе Севастополя, а значит, он вообще забыл о Севастополе и вопрос с Крымом и Севастополем закрыт. Речь идёт о том, что в том законе, который мы накануне обсуждали, есть особый статус у Киева, но больше городов с особым статусом в этом законе нет. Раньше этот статус был у Севастополя. Так что, действительно украинцы отползают от темы Крыма или нет?

Владимир Синельников: Нет, не отползают, потому что остаётся раздел в конституции "Автономная Республика Крым", который предлагается президентом. То есть, никоим образом от этой темы никто не отползает. Суть данной инициативы о назначении префектов и региональной реформе в том, что это только укрепление президентской вертикали. Фактически на Украине создаётся система как во Франции. Кстати, во Франции тоже существуют префектуры, которые там так и называются. Там есть самоуправление на уровне первичной общины, то есть села или города. И фактически отсутствует самоуправление на региональном уровне. Так, кстати, не только во Франции, но и в Великобритании такая же система существует. То есть, будут сельские общины, которые будут заниматься какими-то своими коммунальными делами, а региональное самоуправление на уровне района или области будет находиться под полным контролем президента. И это означает, что никакого политического вызова, никакой политической конкуренции, никакого местного самоуправления по факту просто не будет.

­КС Украины не позволил Зеленскому расширить президентские полномочия

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация