Вечерняя смена Миф святого Валентина: как выдумали "покровителя влюблённых"

14 февраля 2020, 20:42

Программу ведут Алла Волохина и Вячеслав Коновалов.

14 февраля в мире отмечается день святого Валентина или День всех влюблённых.

Челябинск возглавил рейтинг городов России, жители которых больше всего не любят празднование 14 февраля как Дня всех влюблённых. Такой итог опроса публикует портал www.kaluga-poisk.ru, основываясь на 180 тысячах негативных записей пользователей соцсетей об этом дне. Согласно данным журналистов, 34,5 жителя Челябинска из 100 написали, что им чужд данный праздник, и отмечать его они как-либо не намерены. Второе место в рейтинге ненавистников дня святого Валентина заняла Чита (31 процент) и третье место – за жителями Йошкар-Олы (29 процентов). Также в топ-десять самых неромантичных городов попали Томск, Воронеж, Архангельск, Севастополь, Ростов-на-Дону, Владимир и Пенза. Отмечается, что в рейтинге не учитывались записи жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

Откуда вообще возник этот праздник? И откуда взялась эта традиция? Мы все знаем и слышали уже десятки раз историю о римском императоре Клавдии, которые запрещал женитьбы, но один священник его не послушался и в катакомбах тайно венчал, и звали его Валентин. Эта история, которую нам начинают рассказывать и тиражировать накануне 14 февраля за месяц, на самом деле мало что имеет общего с реальной историей, с фактическим материалом.

Алексей Юдин: Штука в том, что по поводу реальной истории мы знаем ещё меньше. Единственно, что мы знаем, что были Валентины, их было два. И они почитаются как католической, так и православной церквами. Только в разное время. Католики их почитают 14 февраля. А православные – летом, в июле и в августе (со сдвигом на новый стиль). То есть, были два Валентина. Оба мученики. Это зафиксировано. Акты мучеников, которые вошли мартирологию, – это очень строгая хроника. Как мученики они были. Культ их как мучеников тоже существует. Но какая связь их с валентинками и индустрией любовной переписки – этого вам никто не объяснит. Но есть разные версии.

А когда возникла традиция отмечать день святого Валентина? Это как-то зафиксировано в истории?

Алексей Юдин: Где-то в XIV веке. Английский поэт Джефри Чосер упоминает эту традиции в своей поэме. Представляете, сколько времени прошло. Где-то середина III века, и вот проходят столетия, и при этом появляются какие-то легенды. Связаны они были, безусловно, с каким-то эпизодом, который разросся в целостный миф. Есть предание, что один из Валентинов, мы не знаем какой, исцелил от слепоты дочь тюремщика и послал ей записку со словами "От твоего Валентина". Что это означало, никто вам не объяснит. Есть вот такие полулегендарные или совсем легендарные упоминания. Но что самое интересное, каким образом из этого произошла нынешняя традиция? Наверное, очень хотелось.

Другое объяснение, более-менее внятное, – это объяснение XVII века, причём оно принадлежит нескольким людям, занимавшимся церковной историей, что 15 февраля в Риме отмечался праздник Луперкалии ("Lupercalia" (лат. lupa – "волчица"). Все это было связано с богом Луперком (Фавном), а он находился под патронатом богини Юноны (аналог Геры). Она у нас богиня и покровительница браков, супружеских отношений, ну и, видимо, отсюда как бы влюблённости. Существовало такое наивное римское поверье, что из влюблённости рождается брак. Так или иначе так часто происходило, что какие-то христианские праздники замещали то, что христиане называли язычеством. То есть, римские традиции как были римские, так и остались на своих местах. Только до этого они почитали римских языческих богов, а потом стали почитать в эти дни христианских святых.

И там, во время Луперкалии, происходило что-то вроде божественного флирта. Встречались пары, надолго или не надолго, не важно. Была какая-то между ними брачная игра. А что, люди милые, симпатичные, интересные, со всеми такое бывает так или иначе.

Но никакой стройной версии, никакой генеалогии этого христианского праздника нет. А вообще это христианский праздник? Безусловно, он относится к народному благочестию. Или совсем не благочестию. Потому что, например, есть такое знаменитое собрание английской переписки "Пастонские письма" (семьи Пастон), относящееся к XV веку. Так вот как раз там такие отношения зафиксированы. То есть, 15 февраля – это день, когда, как считается, птицы свивают гнёзда. И одна дама подталкивает своего будущего зятя к совершению решительного шага, основываясь на этом примере. А барышня отвечает ему уже словами "Моему Валентину".

Здесь мы в некотором смысле подходим к Джефри Чосеру и его поэме "Птичий парламент", правильно?

Алексей Юдин: Конечно. Чосер – это прямое влияние итальянского Ренессанса, у него богатейшие связи, итальянский период. То есть, ветер задувает оттуда. Но вот есть британская традиция отмечать середину февраля (15 февраля) как день, когда птицы вьют гнёзда. И к этому почему-то Валентин опять относится. И барышни там пишут "Моему возлюбленному Валентину".

­Миф святого Валентина: как выдумали "покровителя влюблённых"

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация