Актуально КамАЗ и "Соллерс" обсуждают идею создания альянса

18 февраля 2020, 12:21

Программу ведёт Елена Щедрунова.

В СМИ появилось сообщение о том, что производитель грузовиков КамАЗ и производитель легковых и легких коммерческих автомобилей "Соллерс" хотят объединиться. Но сначала они хотят вместе организовать менее затратно продажи своих автомобилей, тем более что продажи эти год от года становятся всё меньше и меньше.

КамАЗ подтвердил готовность к альянсу, "Соллерс" больше как-то молчит, не отвечая на конкретные вопросы. Но удивило то, что, если альянс будет создан, то, прежде всего, он будет заниматься совместным развитием новых форм потребления коммерческих автомобилей. А что у нас проблема только в потреблении коммерческих автомобилей или в чём-то другом?

Алексей Кованов: Наверное, для людей не очень понятно, что такое "Соллерс"? Про КамАЗ все знают, потому что это российский лидер по производству тяжёлых грузовиков массой больше 14 тонн. А "Соллерс" – это в первую очередь Ульяновский автозавод (УАЗики, "буханки" и другие модели), потом Заволжский моторный завод, который делает двигатели ЗМЗ, плюс несколько совместных предприятий: с "Исудзу" – в Ульяновске, с "Маздой" – на Дальнем Востоке и с "Фордом" – в Татарстане.

Этот альянс получается достаточно своеобразным, потому что на текущий момент "Соллерс", а точнее УАЗ, представлен в совсем лёгком сегменте, и из полуторатонников у него всего одна модель "Трофи", которая в общем не пользуется достаточным спросом, а у КамАЗа вообще нет маленьких моделей.

Есть информация о том, что КамАЗ планирует ворваться в новый для себя сегмент, сделав конкурента "Газели". По моей информации, это будет китайский грузовичок, который будет выпускаться под маркой КамАЗ. Соответственно, зачем КамАЗу нужен "Соллерс", не очень понятно, и не совсем понятно, зачем "Соллерсу" нужен КамАЗ.

Вопрос о новых формах потребления возможен следующий. Дело в том, что в 2019 году у КамАЗа ощутимо вырос экспорт. Также экспорт вырос и у УАЗа. Вполне возможно, что у обеих компаний есть интерес воспользоваться взаимно своими экспортными рынками. У одной компании один рынок есть, у другой – другой. Соответственно, можно предлагать клиентам некие пакетные предложения, и это достаточно популярно в сегменте коммерческого транспорта, когда человек, покупая тяжёлые грузовики, ещё дополнительно закупает некое количество внедорожников или лёгкого коммерческого транспорта.

То есть, речь идёт о совместном выступлении компании на внешнем рынке?

Алексей Кованов: Поскольку детали этого альянса нам обещают сказать только к концу этого года, можно только предполагать, потому что и УАЗа на сегодняшний момент не очень хорошие продажи в России. Так они и не смогли выйти на докризисный уровень. И у КамАЗа в 2019 году упали продажи. А поскольку экспорт растёт, вполне возможно, что обе компании захотят заработать на этом совместно.

Но речь ещё идёт про закупки комплектующих. Они тоже хотят объединиться в этой сфере и выступать как крупный заказчик и, соответственно, снижать на закупках цены. Так?

Алексей Кованов: Я не совсем верю в крупную закупочную единицу, потому что представим себе, что такое совместные закупки? Это двигатели, коробки передач, мосты. Понятно, что для УАЗиков они совсем одни, а для КамАЗов они совсем другие. И если будет какая-то экономия на метизах, крепеже, на электропроводке, вряд ли ради этого стоит городить такую совместную систему. Потому что это принципиально разные классы автомобилей и принципиально разные сами автомобили, и как-то сэкономить на таких закупках вряд ли получится. Тем более, что можно посмотреть на мировой опыт, и там альянсы выглядят куда более логично. Например, есть такой альянс "Тратон груп", куда входят в том числе "Сканиа" и "Ман". Здесь понятно, что, когда происходит закупка коробок передач для "Сканиа" и для "Мана", это могут быть одни и те же трансмиссии, одни и те же агрегаты. Да, в этом есть экономия. А в случае с "Соллерс" и КамАЗом экономия не очень видна.

Они также намерены реализовывать совместные инвестиционные проекты в сфере производства автокомпонентов и развития новых технологий. Может в этом как-то логичен этот альянс?

Алексей Кованов: Да. И вот эта история тогда приобретает совершенно иной подтекст. Почему? Потому что КамАЗ сегодня активно занимается беспилотными технологиями. Они разрабатывают небольшой автобус "шаттл". Кроме того, уже сейчас по территории КамАЗа ездят два беспилотника, которые занимаются доставкой компонентов из одного цеха в другой. В этом же направлении движется и "Соллерс", который, во-первых, обещает через какое-то время выпустить гибридную платформу, то есть автомобиль с бензоэлектрической силовой установкой, и в то же время "Соллерс" занимается созданием всевозможных электронных ассистентов водителя, ну и опять же теми же самыми беспилотниками. А учитывая, что сегодня это направление активно поддерживается государством, понятно, что за этим будущее, поэтому как раз история с объединением и консолидацией усилий в направлении создания беспилотников выглядит наиболее правдоподобной.

При этом практически все эксперты в один голос говорят, что ресурсная база, имеются в виду материальные ресурсы, у той и другой компании не очень-то велики, хотя в представлении обывателя КамАЗ – это огромная компания. А оказывается, ресурсная база у него не такая большая?

Алексей Кованов: Действительно, в рамках не то, что глобальных, но и России обе компании маленькие. Потому что 30 тысяч грузовиков, которые продал КамАЗ, в глобальном плане это мало. У УАЗа за прошлый год примерно такая же цифра продаж. Естественно, вкладывать огромные деньги в столь недешёвые направления, как беспилотный транспорт, системы ADAS (помощи водителю), наверное, не слишком целесообразно. Более того, у того же КамАЗа есть инженерный центр, у УАЗа их даже два в Ульяновске и Тольятти, естественно, если сложится некий альянс, будет логично объединить всех инженеров под одной крышей, поставить им общие задачи, и вот тогда в этом плане удастся сэкономить обоим.

А почему так у двух компаний малы продажи? Ведь вроде в России автотранспорт вполне себе на высоте? Почему покупают люди всё-таки импортные, а не отечественные автомобили?

Алексей Кованов: Не хотелось бы критиковать родной автопром, потому что как минимум это не модно и не патриотично, но посмотрим на то, что нам сегодня предлагает тот же самый УАЗ. Ведь, по большому счёту, "Патриот" – это дальнейшее развитие знаменитого УАЗ-469, который, пройдя через переименование в "Хантер", преобразился в "Патриот", но принципиально новых моделей у нас сегодня нет. А, во-вторых, давайте посмотрим, как у нас меняется потребление автомобилей. Большие, тяжёлые, рамные внедорожники, который предлагает Ульяновский автозавод, сегодня не в тренде, потому что это другой уровень управляемости, другой уровень расхода топлива, а тех людей, которым нужен простой, выносливый рамный автомобиль, не могу сказать, что их мало, но их меньше, чем покупателей современных лёгких и экономичных кроссоверов.

Обе эти компании остались в некоторой степени во вчерашнем дне по изучению потребительского спроса?

Алексей Кованов: Да. Особенно это видно по тому же УАЗу, который, по большому счёту, в коммерческом сегменте предлагает "буханки", которым уже больше 50 лет.

КамАЗ в этом плане динамичнее, потому что они запускают сейчас принципиально новое поколение грузовиков. В 2019 году была презентация. Уже начались продажи. И это действительно современный грузовой автомобиль. Да, недешёвый, но современный. Опять же учитывая, что многие перевозчики захотят иметь дело именно с отечественными моделями, конечно же, понятно, что этот автомобиль будет пользоваться спросом. Но у нас есть система "Платон", у нас меняются условия доставки. Не всегда людям нужны большие тяжёлые грузовики. А у того же КамАЗа нет ни малотоннажной линейки, ни среднетоннажной линейки. И опять же двинется ли этот альянс в сторону создания таких новых машин, сказать трудно. Но это было бы логичным.

­КамАЗ и "Соллерс" обсуждают идею создания альянса

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация