Актуально ЦБ выявил проблемы в работе системы быстрых платежей

25 февраля 2020, 12:18

Персоны

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Система быстрых платежей, то есть система перевода средств между банками или внутри одного банка для физических и юридических лиц тоже, начала действовать в начале 2019 года. На днях подвели итоги её работы, и выяснилось, что мошенники очень даже неплохо используют Систему быстрых платежей. Поэтому и задумались над тем, как этих мошенников остановить.

По статистике, 23,5 тысячи подозрительных операций обнаружены в Системе быстрых платежей, большинство из них были заблокированы по подозрению в переборе телефонных номеров. Мошенники просто методом тыка набирают некий номер, узнают имя и отчество человека, а потом этому человеку звонят и что-то говорят. Не очень понятно, что можно сделать, перебирая номера телефонов?

Олег Шибанов: Напрямую перебирая номера телефонов, вряд ли что-то можно сделать. Но на самом деле можно смошенничать очень несложным образом. Это те мошенничества, которые мы испытываем из без Системы быстрых платежей, когда вам звонят и говорят, что вам только что перевели 20 тысяч рублей на карту, что на самом деле они одну или две цифры неправильно набрали в номере карты, поэтому просят перевести данную сумму на другую карту. И в этой ситуации заключена простая схема мошенничества. Когда вы просите оплатить какой-то товар или услугу в Интернете на неправильный как бы номер, люди туда переводят, а вы не оказываете эту услугу, забираете деньги на другую карту через звонки владельцам основных карт. В результате получается, что деньги переведены на конкретную карту, именно к ней будет предъявлено требование о возврате этих средств, а с первой карты вы на какую-то другую карту перекинули деньги, потому что вы добрый и хороший человек. Различного типа мошенничеств много, они, конечно, возможны, и с ними приходится бороться.

В чём главная уязвимость Системы быстрых платежей? Причём удивительно, что больше всего по этому поводу возмущается Сбербанк, заявляя, что он не присоединяется к ней, потому что она уязвимая. А если система будет налажена, чтобы она стала вновь неуязвимой, тут и Сбербанк присоединится. И это притом, что в Сбере есть все возможности для перевода денег по номеру телефона. И тут получается следующая нестыковка. Внутри Сбербанка ты проводишь деньги бесплатно, но если ты переводишь эту сумму в другой банк, то платишь сумасшедшую комиссию. Тут, оказывается, есть уязвимость. В чём заключается эта уязвимость? На что нужно обращать внимание, когда человек пользуется Системой быстрых платежей?

Олег Шибанов: Исключительно на то, кому вы, собственно, переводите деньги и насколько эти операции законны. Если они не налоговые, например, это перечисления родителям, можно совершенно спокойно пользоваться этой Системой быстрых платежей. Просто, как всегда, не стоит пользоваться ею, если вы не знаете, с кем вы сотрудничаете. Если вам позвонили и сказали, немедленно на этот номер перевести деньги, потому что у тебя на машине нацарапано плохое слово, я его хочу замазать, но это стоит денег. Все эти вещи в этом случае бессмысленны. Когда вы точно знаете, с кем вы сотрудничаете, Система быстрых платежей абсолютно нормальная и абсолютно не мошенническая, там ничего сделать не получится.

Но сейчас в лавочках в переходах в Москве, в каких-то салонах красоты и других местах, где какие-то услуги предоставляются, часто говорят, что у них нет терминала или терминал завис, но можно оплату перевести по номеру телефона. Вот тут стоит напрягаться?

Олег Шибанов: А вот тут стоит очень сильно напрягаться, потому что это, скорее всего, попытка уйти от налогов. Попытка сделать такую операцию вообще-то незаконна на территории РФ. Вот здесь надо требовать чек и, конечно, лучше в такой ситуации платить наличными, чтобы не связываться с возможными проблемами в будущем.

Как ЦБ намерен бороться с мошенничеством в Системе быстрых платежей? Они, в частности, предлагают присваивать каждому переводу некий риск-балл. Банки будут делиться этой информацией по этим риск-баллам, и не попадём ли мы все в зону риска и наши переводы будут блокироваться?

Олег Шибанов: Это всё находится в русле того, что делал ЦБ и до этого. Я бы не увидел здесь никакой новой попытки ввести что-то, сильно отличающееся от уже имеющихся подходов. Другое дело, что имеющиеся походы иногда весьма странными для обычного физического лица. Потому что все прекрасно знают, как блокируются карты, когда собираются средства с 15 человек на общий шашлык. В таких ситуациях очень странно себя чувствуешь. И в этом плане мне кажется, что это просто настройка системы, и ЦБ постепенно её настроит более аккуратно, чтобы не допускать таких вот блокировок. Но пока многие из этих блокировок довольно странно выглядят и довольно неприятны как для малого и среднего бизнеса, так и для людей.

Как выясняется, подобное у людей часто случается. Что делать? Сразу звонить в банк и говорить, что мы тут деньги на шашлык собираем? Как быстро карту разблокируют?

Олег Шибанов: Да, надо звонить в банк и говорить, потому что это самый простой способ привести это к норме. Мой опыт такой: я всегда очень быстро получал разблокировку, буквально в течение 15 минут. В этом плане это зависит, конечно, от размеров операции. Если вы миллионы собрали, то много вопросов к вам возникнет. Но если это обычные размеры в пределах разумных 100 тысяч, здесь всё проще и обычнее выглядит.

­Центробанк выявил проблемы в работе системы быстрых платежей

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация