Авторские материалы На пути пожарных не должно быть преград: что теперь будет со шлагбаумами в жилых домах

15 декабря 2020, 16:27

Персоны

Никаких преград! Пожарные автомобили должны свободно проезжать во все дворы жилых районов, даже если их обитатели отгородились от посторонних шлагбаумом. К препятствию придется приставить круглосуточного дежурного либо монтировать кнопку быстрого открывания. Таково требование новых Правил противопожарного режима, которые начинают действовать 1 января будущего года. С документом ознакомился обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.

«Путь для машин МЧС к домам нужно держать свободным». Этот постулат вызвал много шума год назад, когда были введены штрафы за парковку на пожарной разметке в 500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – 2 500. Юристы пояснили, что наказывать можно, если водитель не просто встал на разметку, но и нарушил требования знака 3.27 «Стоянка запрещена». Нет знака – нет штрафа.

Но через 2 недели заработает уже безусловная норма – о наказаниях, если машина огнеборцев не сможет въехать во двор, потому что закрыт шлагбаум. Об этом сказано в новых Правилах противопожарного режима. И жителям домов во многих городах, где подвижные барьеры во дворах давно уже делят машины на свои и чужие, придется что-то менять. И довольно быстро – времени остается немного. Сносить шлагбаум до основания – проще всего, но Правила этого не требуют, впрочем. А требуют, например, чтобы за устройствами круглосуточно следили дежурные. Неважно – стоя ли рядом со шлагбаумом или сидя в теплой комнате и наблюдая проезд через глазок камеры. Условие одно: как только приближается пожарный расчет, стрела должна подниматься. Дежурному, да и не одному, ведь потребуется смена, придется платить. Так что абонемент на заветный брелок подорожает.

Можно повесить на шлагбаум специальную хорошо заметную ночью и днем кнопку, чтобы пожарные сами открывали себе дорогу. Но пожары бывают не так часто, а вот заезжать таким манером и парковаться будут все кому не лень.

И еще один предлагаемый Правилами вариант – можно оснастить шлагбаум оборудованием центральной диспетчеризации. И все хлопоты с пропуском машин специальных и аварийных служб ложатся на подрядчика. Сколько стоят такие услуги в Москве, пояснил представитель одной из подобных кампаний Алексей.

МЕНЕДЖЕР: Сколько у вас квартир на огороженной территории?

КОРР.: 60 квартир у дома.

МЕНЕДЖЕР: Значит, что вам нужно сразу: для того чтобы была подключена диспетчеризация, нам нужно с вами подключить Интернет, повесить вызовную панель диспетчера и видеокамеру, если у вас нет. У вас есть камера?

КОРР.: Нет, там нет ничего, просто вот он на брелоках.

МЕНЕДЖЕР: Если диспетчер будет открывать только спецслужбам: скорой, полиции, пожарным и коммунальной, уборочной технике, то вы можете выбрать тариф «стандартный» – это 7000 рублей.

КОРР.: Оборудование сколько будет стоить?

МЕНЕДЖЕР: Если вы скажите ещё раз свой адрес, я посмотрю объект и вам скину коммерческое предложение.

7000 рублей на 60 квартир, как в нашем примере, – 117 рублей в месяц. Но надо учитывать, что не у всех жильцов есть машины, а значит, добавка к абонементу ляжет только на владельцев брелоков. И сумма может вырасти в 3 – 4 раза. Плюс единовременные расходы на оборудование и переделку устройства – около 100 тысяч за все.

Если же система быстрого пропуска машин не будет установлена, то виновных ждет штраф. Должностных лиц – от 6 000 до 15 000 рублей. Юридических – от 150 000 до 200 000. Расплачиваться придется управляющим компаниям и ТСЖ, а также – их руководителям, говорит заместитель директора, руководитель направления правового регулирования ЖКХ юридической группы «Яковлев и партнеры» Павел Олейников.

ОЛЕЙНИКОВ: Потому что собственники квартир, которые на общем собрании хоть и приняли решение об установке шлагбаума, они его монтажом не занимались, конкретно места не определяли, и невозможно оштрафовать, естественно, весь многоквартирный дом. Ответственность за его эксплуатацию несёт то лицо, которое отвечает за управление многоквартирным домом. В большинстве случаев это – управляющая организация, соответственно, юридическое лицо, и санкция будет применяться к юридическому лицу. Если ТСЖ – та же самая ситуация. Отдельный случай – если непосредственное управление ведётся многоквартирным домом, это допускается по Жилищному кодексу только для домов, в которых меньше 30 квартир, – там будет один из собственников выбран для управления шлагбаумом. Вот там будет физическое лицо.

И настройка шлагбаума по Правилам – либо с вахтером у ворот, либо с удаленным управлением – в равной степени касается и дачных поселков, и садоводческих, и огороднических товариществ.

Конечно, штраф будет взиматься не в разгар пожара, когда все суетятся, а шлагбаум упрямо не хочет подниматься. Его, конечно, сломают, и автолестницы с цистернами и насосами все равно проедут. Разборки будут позже. А вообще, Административный кодекс содержит нормы о проверках. То есть – пожарный инспектор ежедневно ходит по дворам и проверяет, как те же шлагбаумы обеспечивают то, что положено по Правилам.

Кстати, наказание может понести и частное лицо. Не за шлагбаум, разумеется. Но вот что было в старых Правилах: «Пункт 56. Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов». В новом же документе есть пункт 49. Там запрещено стоять и на люках, и еще также – «в местах вывода на фасады зданий и сооружений патрубков для подключения мобильной пожарной техники, а также в пределах разворотных площадок и на разметке площадок для пожарной и аварийно-спасательной техники». То есть стоит машина напротив подвального окна с гидрантом, о котором жилец, может быть, и слыхом не слыхивал; увидит такую парковку инспектор пожарный и оштрафует.

И вновь – о разметке, с которой начинался рассказ: стоит, допустим, на ней легковушка, а во дворе нет знаков 3.27, как требуют ПДД. Полиция проедет мимо, а вот пожарный инспектор с 1 января оштрафует: от 1 000 до 1 500 рублей.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация