Авторские материалы Слишком сложно для граждан: «людям с улицы» могут ограничить продажу облигаций

22 января 2021, 14:20

Персоны

Центробанк намерен ограничивать продажу разных "сложных" облигаций гражданам, которые плохо представляют, как такие инструменты работают. Многие банки активно предлагают их своим клиентам – под обещания высоких доходов, но на деле те часто теряют свои деньги. Руководство регулятора прямо называет сложные облигации «мутными финансовыми продуктами», а в Госдуме рассматривается законопроект о тестировании граждан на понимание рисков, чтобы они осознанно подходили к инвестициям. С подробностями – обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.

Структурная облигация – словосочетание серьезное и, наверное, очень привлекательное для тех, кто хочет приумножить свои сбережения. Центробанк прикидывает, что на руках у граждан таких продуктов находится на сумму в 600 миллиардов рублей. Но все ли их обладатели получат ожидаемый доход?

В последние месяцы, когда депозитные ставки в банках уменьшились, люди стали реже вносить туда свои деньги на долгий срок. Общий объем частных вкладов за год "сдулся" на 10%. Но желание заработать никуда не делось: клиенты банков жаждут привлекательных процентов, а банки вообще зарабатывают, по сути, дважды. На тех же самых, в общем, депозитах, только обернутых в упаковку структурных облигаций, отмечает начальник аналитического департамента Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

ОСАДЧИЙ: Но только с гораздо более высокими процентными ставками, скажем, 10 или 15% по долларам или евро. Красота! Ну и там маленьким шрифтом – «если произойдут такие-то события». А если расшифровать этот маленький шрифт, то получится, что если произойдут какие-то события, вы не получите вообще ничего или получите очень мало. Структурные продукты технологически представляют собой некую смесь каких-то ценных бумаг, например акций, облигаций, и производных инструментов – опционов, фьючерсов, свопов.

Последняя перечисленная тройка сама по себе способна вогнать в изумление тех, кто привык пользоваться банком лишь двумя способами – брать там кредиты или класть деньги на срочный депозит. В Центробанке замечают: если граждане в основной массе не знают, что такое те же опционы, фьючерсы и свопы, то попытки заработать на их совокупной динамике через структурные облигации – затея и вовсе бесполезная. Откровенно говоря, представление большинства россиян о таких облигациях сродни диалогу двух героев фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».

ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»: «Облигация или аблигация? – Облигация… Что? Какая облигация? "Я, Манька-облигация…". Да ты что, с ума сошла?»

Потому в конце прошлого года глава регулятора Эльвира Набиуллина обратилась к банкам с просьбой пока не продавать такие финансовые продукты, а в Госдуме занялись проектом закона, который официально должен запретить их продажу. До того момента, пока в России не начнется тестирование тех, кто намерен инвестировать свои деньги в эти самые облигации. Проверять их хотят на знание элементарных механизмов действия облигаций и осознание рисков, которые могут возникнуть. Как, кто и в каких условиях это тестирование будет проводить – повод для отдельного увлекательного рассказа после утверждения закона. Но это условие – важное и необходимое, полагает Максим Осадчий.

ОСАДЧИЙ: Это очень опасный рынок, на который заходить имеет смысл только высококвалифицированным инвесторам, для которых вот эти структурные продукты – не чёрный ящик. Чтобы оценить стоимость такого продукта, надо очень хорошо знать весьма сложные области финансовой математики – стохастические дифференциальные уравнения и так далее. Для человека с улицы это просто совершенно неподъемный пласт знаний.

Людей с улицы банки атакуют не только обещанием процентов. Пакет таких облигаций сформирован банком изначально и не подлежит изменению. Например, если человек что-то смыслит в биржевой торговле, ему не позволят собрать акции только тех компаний, которые очевидно пойдут в рост. Притом банкиры не держат клиента за явного дурака, и в пакете обязательно будут высокотехнологичные, сырьевые или – что актуально в период пандемии – биоинженерные компании. Но ловушка в том, что обещанный доход будет выплачен, если все компании из пакета покажут определенный рост. И поэтому в пакете всегда найдется замаскированный «биржевой сорняк», котировки которого вот-вот либо рухнут, либо компания обанкротится. Банкиры разведут руками, а клиенту останется порадоваться уже тому, что он сохранит то, что вложил – без всяких процентов. Ведь в условиях сделки может значиться, что банк, если кто-то в структуре облигации показал отрицательную динамику, всю сумму вложений клиента забирает себе.

Но если даже банк сформировал структурную облигацию без «подводных камней», все сработало и клиенту начисляют доход, который был в рекламе, радоваться ему рано, резюмирует Максим Осадчий.

ОСАДЧИЙ: Не бесплатно же работает эмитент, правильно? И банк – посредник. Они возьмут очень хорошую комиссию, огромную, уверяю вас, совершенно несопоставимую с той комиссией, за которую вы, просто выходя на рынок, приобрели бы облигацию.

Законопроект, который депутаты рассмотрят весной, предлагает заморозку продаж структурных облигаций для неквалифицированных инвесторов до 1 октября. К тому времени должно появиться тестирование для желающих рискнуть своими сбережениями. Чтобы впредь они не жаловались на обман со стороны банков. А если такая продажа все же состоится, банки должны будут вернуть клиенту полную сумму по первому его требованию.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация