Авторские материалы Наши люди будут ездить на наших машинах

16 мая 2023, 19:05

Персоны

Новые автомобили такси должны быть российского производства или иномарками, собранными у нас, с высокой степенью локализации. Это предложение Совета Федерации, которое сейчас изучается в Правительстве. Речь идет только о машинах экономкласса. Для бизнес-класса и сегмента "премиум" все останется по-старому. В том, как предлагается "приземлить" такси, разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

В России при оценке автомобилей действует так называемая балльная система, которая используется при закупках для государственных и муниципальных нужд. В Совете Федерации предлагают правительству распространить эту схему на парк легкового такси для машин экономкласса дешевле 4 миллионов рублей. Эту идею поддерживают в Минпромторге. Но пока вопрос прорабатывается на межведомственном уровне. Уже ясно, что новая норма не будет иметь обратной силы. То есть она касается только новых автомобилей.

Речь идет о том, чтобы с 2024 года все новые машины, приобретаемые для такси, имели по шкале локализации не менее тысячи баллов. С 2026 года – не менее 2 тысяч, а с 2028 – не менее 3 тысяч баллов. Для электромобилей будет щадящий режим – требования смещаются на 1 год.

Но даже тысяча баллов – это достаточно высокий показатель локализации. Так, иномарки отечественного производства, скажем, Hyundai или Volkswagen, имели по этой шкале от 1 до 2 тысяч баллов. То есть они не соответствуют требованиям, предлагаемым для введения с 2028 года. Поясню, что если, к примеру, сварка кузова автомобиля производится в России, машине дают 400 баллов. За окраску – еще 500. За использования отечественного металла – 200.

Впрочем, сейчас эта шкала фактически потеряла актуальность. Западные производители покинули страну. И на баллы (причем пока совсем небольшие) может претендовать только китайский автопром. К тому же, если не брать Москву и крупные города, то парк такси и сейчас состоит главным образом из отечественных машин, напоминает руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус.

ШВАГЕРУС: По всей остальной России подавляющее количество легковых такси (более 50 процентов) – это продукция "АвтоВАЗа". Сейчас перевозчикам доступна исключительно продукция российского автопрома либо китайского. А покупать по параллельному импорту иномарки для такси никто не будет.

Если предложение поддержат в правительстве, балльная система, видимо, будет стимулировать, прежде всего, китайские компании открывать производство в России. Пока они находятся только в начале пути.

Между тем у нас сейчас выдано чуть менее полумиллиона разрешений на работу в такси. Считается, что машина в фактически круглосуточном режиме вырабатывает свой ресурс за 3 года. То есть уже в ближайшее время таксопаркам и индивидуальным предпринимателям необходимо купить 100-150 тысяч новых автомобилей. И выбор невелик. Если отбросить китайский автопром и параллельный импорт, останется пара вазовских моделей, поясняет автоэксперт, член Общественного совета при МВД Игорь Моржаретто. Причем во многих случаях это – модели без современных систем безопасности.

МОРЖАРЕТТО: Если в лоб посмотреть на этот закон, то у нас производятся только автомобили "Гранта". Но эта машина маловата для такси. Упрощенная, без АБС и системы стабилизации. И только на механике. Перспективы выпуска с автоматической коробкой передач – туманны. Большие ставки делаются на возобновление производства "Весты", но продажи еще не начались. И они тоже будут без автомата. А у нас многие люди просто не умеют водить машины на механике. В том числе и таксисты.

Отмечу, что сейчас в Москве для нужд такси закупают главным образом китайские машины.

Между тем российские перевозчики надеются, что правительство совместит меры поддержки отечественного автопрома с помощью им самим. Обновление парка такси нашими моделями возможно при субсидировании покупки машин со стороны регионов, полагает Станислав Швагерус. Это требует вложений. Но деньги вернутся в казну в виде налогов. Подобная схема действует в столице.

ШВАГЕРУС: Такой порядок активно используется правительством Москвы на протяжении 12 лет. Здесь субсидируют покупку легковых автомобилей для парка легковых такси. Что и видят жители столицы. И если этот механизм будет совмещен с механизмом государственной поддержки перевозчиков во всех регионах, то это приведет к взрывному росту использования новых автомобилей российского производства в такси.

Возвращаясь к предложению сенаторов о локализации производства автомобилей такси, отмечу, что есть вопросы к администрированию подобной нормы. Что будет, если перевозчики начнут покупать слегка подержанные автомобили, выкупая их у компаний, не связанных с такими требованиями? Что будет, если наш автопром не сможет удовлетворить спрос, а китайские производители не успеют локализовать производство в России? В столице, к примеру, это может привести к резкому сокращению парка такси экономкласса. Пополнять его придется бизнес-моделями. Стоимость поездки в этом случае вырастет. Наконец, не приведет ли массовый переход такси на отечественные машины с пониженными требованиями безопасности к увеличению травматизма на дорогах? Возможно, все это будет учтено в результате общественного обсуждения данной инициативы.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация