Авторские материалы "Неуд" за поведение: смогут ли оценки улучшить дисциплину

16 мая 2024, 16:36

Персоны

В школах могут появиться оценки за поведение. Эксперты провели исследование на эту тему и предложили Министерству просвещения проработать и вынести на обсуждение вопрос о введении отметки за поведение в образовательных организациях. В исследовании участвовали почти 800 тысяч человек: школьники, учащиеся колледжей, студенты, родители и педагоги. Пока окончательного решения нет. Однако, уже сейчас многие психологи и педагоги выступают против, считая введение оценок за поведение мерой избыточной. Хотя и признают, что дисциплинарные рамки быть должны. Какой может быть альтернатива оценкам – выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

"Примерное", "удовлетворительное", "неудовлетворительное". Те, кто застал советскую школу, сразу поймут: речь идет о поведении. В СССР была шкала из трех оценок за поведение. Их выставляли в дневнике, а в конце четверти и года – в табеле.

Такой подход Министерству просвещения предложили вернуть в Институте изучения детства, семьи и воспитания. Там даже провели исследование на эту тему с участием около 800 тысяч человек: школьников, учащихся колледжей, студентов, родителей и педагогов. Как пояснили в институте, они хотели понять: "какая мера могла бы внести вклад в улучшение дисциплины". Там отмечают, что большинство родителей и педагогов высказались за возвращение такой отметки. Из 314 с половиной тысяч родителей 39% считают, что оценки могут быть инструментами предупреждения дисциплинарных нарушений.

Однако, наши эксперты либо уклонились от ответа на этот вопрос, либо выступили аргументированно против. Так, например, аналитический психолог Анна Данилова считает, что оценки за поведение старшеклассников лишь рассмешат, а учеников младших классов попросту загонят в стресс.

ДАНИЛОВА: В старших классах детям все равно. Им даже весело, когда у них плохие оценки за поведение. Маленьких детей это может ранить и разрушить, потому что мы по сути выставляем на вид. Ребенку и так ставится замечание, доносится до родителей, и вот эта еще и общая оценка. Она, на мой взгляд, может еще и лишнюю тревожность внести. У маленьких детей, у которых происходит формирование интереса к учебному процессу.

Оценка за поведение не является фактором, формирующим прилежное поведение ребенка. Скорее, будет обратный эффект – уверена и семейный психолог Алиса Метелина.

МЕТЕЛИНА: Оценка – это не то, что повлияет на ребенка. Если ребенок получает плохие оценки, как показывает практика, такой ребенок через какое-то время... у него возникает толерантность, он привыкает к этому, у него даже теряется мотивация хоть что-то делать.

У педагогов возникает еще и практический вопрос: как будут оценивать поведение и кто? Классный руководитель? Совещательный орган на основе оценок всех учителей? За какой период и на основании чего будет выставляться оценка? Ведь это очень субъективно. Дети, как и взрослые, все разные – говорит директор лицея номер 369 Санкт-Петербурга Константин Тхостов.

ТХОСТОВ: Активный ребенок ведет себя активно, более флегматичный ребенок – менее активный. И что? Один получит оценку 5 за то, что сидит тихонечко в уголке? А другой получит 2 за то, что ему нужно выплеснуть переизбыток эмоций? В советское время оценка по поведению влияла на определенные аспекты общественного движения вверх по ступени: октябренок, пионер, комсомолец. А вот сейчас в нынешнее время, у нас движение детей и молодежи носит другой формат. И вот в этом отличие.

Однако, все эксперты признают: у детей должно быть понимание что можно, а чего нельзя делать в школе. Безусловно, некий свод внутренних законов и правил должен быть и дети это обязаны чтить. Но как определить для них поведенческие рамки? Как обозначить границы дозволенного и поддерживать дисциплину в школе и классе? Только на уровне конкретных примеров, опыта и четкой линии поведения взрослых людей. Должны быть договоренности, что можно, а чего нельзя. Но при этом ребенок должен знать: он имеет право на опоздание, ошибку, выплеск эмоций – считает Алиса Метелина.

МЕТЕЛИНА: Предположим ребенок приходит вовремя в класс. Если ребенок опаздывает, его впускают, но есть правило: если ты опаздываешь, то входишь не шумишь, незаметно тихо проходишь, не отвлекая. Если есть уважение к ученикам, но есть и рамки. Т.е определенная жесткость, дисциплина, при этом замешанная на большой любви. Тогда вопрос с поведением решится сам собой.

Что же касается порицания или наказания за тот или иной действительно плохой поступок, это должно быть. Но не просто "неуд" в журнале и дневнике – говорят специалисты. Здесь уже должны обсуждать линию поведения провинившегося индивидуально. Исходя из степени вины, побудительных мотивов и того, к чему это приводит.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация