Картинка

Александр Алов

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 26.9.1923
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Харьков, Украина

Смотрим

Биография

26 сентября 1923 года в Харькове родился Александр Алов – кинорежиссер и сценарист, вместе с Владимиром Наумовым снимавший такие фильмы, как "Тревожная молодость", "Бег", "Легенда о Тиле", "Берег", "Тегеран-43".

В 1951 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И. А. Савченко.

В 1951 - 1957 годах – режиссер киностудии имени А. П. Довженко, с 1957 года – режиссер киностудии "Мосфильм". В 1971 году – в московском театре "Современник" поставил спектакль по пьесе Иштвана Эркеня "Тоот, другие и майор" (совместно с Владимиром Наумовым).

Четверть века работал в соавторстве с В. Н. Наумовым, который впоследствии снял о нем фильм "Алов" (1985).

С 1980 года руководил мастерской во ВГИКе совместно с творческим партнером Владимиром Наумовым.

"Александр Алов и Владимир Наумов не пришли в кино – ворвались, – говорят о них сегодня. – Экранная реальность куда-то стремительно неслась, прорывала все пространства, захлебывалась в экстатическом пафосе. И выплескивалась за грань земного притяжения – уходила в метафизику, в космос. Потому что в основе был не плакат, а крестный путь одинокой души".

Владимир Наумов: "В истории, есть годы, отмеченные особым вниманием потомков: годы открытий, побед, революций. Эти же годы неприметны ничего, но, однако, именно в 1922-м, в 23-м годах родилось поколение, которому самой судьбой было предназначено остановить фашизм. Принять на себя страшные удары войны. Поколение, которое было выбито почти полностью. Алов принадлежал к этому – "выбитому" поколению.

В 1943 году после ранения и контузии Алов приехал в Алма-Ату поступать в Институт кинематографистов, который там находился. Он повесил шинель, сдал экзамены и снова уехал на фронт. Его соседи по общежитию продали его шинель на местной толкучке, потому что кто-то сказал, что Алов убит. Но шинель для него – была больше, чем просто одежда, это был немой свидетель правды о войне. Уже много позже за "Мир входящему" министр Фурцева упрекала, что в картине грязные, прожженные, просоленные шинели. "Ну, где вы видели такие грязные шинели!". У Алова побелел осколочный шрам на виске, и он сказал: "Это вы видели шинель с мавзолея, а я в этой шинели четыре года протопал".

Он был человеком мягким и добрым, но это был тот случай, когда он не мог поступиться даже малостью, потому что речь шла о правде, и том подходе – как искусство должно видеть войну. Басов, Озеров, Ордынский, Чухрай, Ростоцкий, Алов – в те годы ВГИК был полон военных, были и штатские: Рязанов, Швейцер, Кулиджанов…

Сергей Параджанов: "В списке нашего курса Саша Алов стоял первым. Наша встреча была удивительной, потому что я не мог отвести от него глаз. Мне показалось, что он был похож на Пушкина времен лицея.  Алов остался для меня удивительной звездой, которая горит и не угасает. Я в большом долгу перед ним, потому что не мог проводить его в последний путь. Я брежу его добротой, его тактичностью, его формой, в которой видел его еще тогда: маленькая выгоревшая пилотка. Все это меня потрясало и все время вызывало благоговение его искусство: логичное, мужское". 

Владимир Наумов: "Нас часто спрашивали, что заставило вас так долго работать вместе. Мы отшучивались, но каждый из нас знал – это дружба! Она особенно остро возникла у нас, когда умер наш учитель – Игорь Савченко. Он умер совсем молодым, ему было тогда сорок четыре года. Умер не осуществив и половины своих замыслов.

Посмотрев фильм "Тарас Шевченко" Сталин высказал двенадцать замечаний, Сталину не рискнули сказать, что режиссер умер. Тогда Ромм и Пырьев предложили, чтобы картину Савченко завершили его ученики...

Вопрос, что такое правда, встал перед нами как главный вопрос художественного творчества вообще. Незадолго до смерти Алов как-то сказал мне: "Мы вот все гоняемся за ней, за правдой, гоняемся целую жизнь, а какая она оказалась недотрога".

Но это было потом, а пока мы были молоды и уверены, что она сидит у нас в кармане!"

По материалам фильма В. Наумова "Алов" 

Награды и премии:

  • МКФ в Москве (1957, Серебряная медаль, фильм "Павел Корчагин")
  • МКФ в Венеции (1961, Вторая спец. премия ("Золотая медаль") и Премия Пазинетти ("Золотой кубок"), фильм "Мир входящему")
  • МКФ в Венеции (1961, Спец. приз жюри, фильм "Мир входящему")
  • ВКФ (1978, Спец. приз жюри, фильм "Легенда о Тиле")
  • ВКФ (1981, Главный приз, фильм "Тегеран-43")
  • МКФ в Москве (1981, Золотой приз, фильм "Тегеран-43")
  • МКФ в Москве (1981, Приз Общества "Родина", фильм "Тегеран-43")
  • ВКФ (1984, Главный приз и Диплом, фильм "Берег")
  • Народный артист СССР (1983)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)
  • Государственная премия СССР (1985 — посмертно) — за фильм "Берег" (1983)
  • Орден Красной Звезды и медали

Умер 12 июня 1983 года в Риге.

Фильмография: Режиссер

  • Берег (1984)
  • Тегеран-43 (1980)
  • Легенда о Тиле (1976)
  • Бег (1970)
  • Скверный анекдот (1966)
  • Монета (1962)
  • Мир входящему (1961)
  • Ветер (1958)
  • Павел Корчагин (1956)
  • Тревожная молодость (1954)

Фильмография: Сценарист

  • Закон (1989)
  • Берег (1984)
  • Похождения графа Невзорова (1982)
  • Как закалялась сталь (1975)
  • Бег (1970)
  • Скверный анекдот (1965)
  • Тарас Шевченко (1951)

Кадры

Авто-геолокация