Картинка

Андрей Прошкин

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 13.9.1969
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Москва

Смотрим

Биография

Российский кинорежиссер, сценарист

"В нашем цеху главный приз — это возможность делать следующую картину. Особенно картину, которая тебе интересна и которая тебе нравится".

Биография

Детство и юность Андрея прошли в киноэкспедициях с отцом, известным режиссером Александром Прошкиным. А его переходный возраст совпал со съемками картин "Михайло Ломоносов" и "Холодное лето пятьдесят третьего".

Андрей Александрович с удовольствием вспоминает о том периоде: "В восьмом классе на заре перестройки оказаться на Соловках было безумно интересно и даже немножечко сюрреалистично. Такая своеобразная цыганщина. Встреча с такими актерами, как Анатолий Дмитриевич Папанов или Валерий Приемыхов. Жизнь в деревне. О чем еще 14-летний мальчишка может мечтать?.. Помню, к нам пришли местные, пожаловались, что некому убрать сено, и попросили помочь. Отец выделил людей из съемочной группы, включая меня, в помощь колхозникам. Вы же наверняка не знаете, как убирается сено. Сейчас я вам расскажу. Оно сгребается в стог. Подъезжает лошадь с привязанной к ней длинной веревкой. Этой веревкой сено обматывают и завязывают. Лошадь трогается, а чтобы стог не рассыпался во время движения, сверху на него сажают ребенка-подростка в качестве груза. Вот я этим самым грузом и работал. Потрясающие и незабываемые воспоминания...".

Неудивительно, что после школы юноша мечтал о поступлении во ВГИК, однако отец настоял на журналистике. "Я уже как-то сказал, что у меня тяжелая и трагическая наследственность, поскольку мой папа — режиссер. И моя учеба на факультете журналистики МГУ - это попытка не моя, а моих родителей (папы в первую очередь) спасти сына от этой тяжелой наследственности, - поясняет Андрей. - Я сам, как и многие мои ровесники, заканчивающие школу, не имел достаточно четких планов относительно своего будущего. Меня интересовало кино. Я был готов поступать во ВГИК. Но отец справедливо сказал: "В 17 лет заниматься кинорежиссурой рано и самонадеянно!".

Образование

Андрей Прошкин окончил факультет журналистики МГУ в 1994 году, а в 1999 году — Высшие курсы сценаристов и режиссеров, мастерская Марлена Хуциева.

Режиссер

В 1994-2000 годах Андрей работал вторым режиссером в группах Карена Шахназарова и Александра Прошкина, в частности на картинах: "Американская дочь""Яды или всемирная история отравлений", "Русский бунт".

В 1998-2000 годах был режиссером телевизионных программ на каналах РТР и REN TV.

"Спартак и Калашников"

Свой дебютный фильм — "Спартак и Калашников" — Андрей Прошкин представил в 2002 году. Это история невероятных приключений 13-летнего воспитанника детдома Шурки Калашникова и овчарки по имени Спартак. Картина завоевала несколько призов на различных кинофестивалях, в том числе "Золотой орел" за лучший режиссерский дебют в игровом кино.

Идея создать такой фильм принадлежала двум продюсерам Александру Котелевскому и Федору Попову. "Это они отважные люди, которые рискнули предложить проект человеку, у которого даже дипломной работы нет, - вспоминал Прошкин, отмечая, что детское кино не любил даже в детстве. - Однако, став режиссером "Спартака и Калашникова", я понял, что мне с детьми и животными работать интересно и свободно".

В этой семейной мелодраме снялись известные актеры: Владимир Меньшов, Ирина Розанова, Андрей Панин, Юрий Степанов.

Затем последовали такие работы, как:

"Орда"

В 2011 году вышел исторический фильм "Орда" об одном из удивительных эпизодов из жизни святителя Алексия. В 1357 году митрополит Алексий (Максим Суханов) исцелил мать хана Золотой Орды Джанибека (Иннокентий Дакаяров) Тайдулу (Роза Хайруллина), и тот отменил поход на Москву. Для съемок сшили более тысячи костюмов, "построили" Москву XIV века и столицу Золотой Орды - город Сарай-Бату.

"Христианин не совершает чудес. Чудеса совершает Бог. Наша картина про то, что Бог не отвечает на просьбы и заказы. Более того, чудо, которое в итоге происходит у нас в картине, на самом деле парадоксально. Алексий не просит о чуде в этот момент. Он просит о совершенно других вещах. Умирающий обгоревший человек, по которому стучит ледяной дождь, мучается, просит о спасении человека, который хотел его убить. А Бог дает такой парадоксальный ответ. Одна из прямых мыслей картины – Бог не отвечает на запрос…

Одна из главных фраз картины – "если в Боге нет толка, зачем он тогда сдался?" Бог – это не магазин чудес. Это скорее некая вертикаль, куда должен стремиться сам человек. И для нас во многом то, что Алексий остается жить - чудо, сам путь его – чудо. Приехал такой крупный администратор, вернулся во многом другой человек. История про это, а не про технологию создания чуда. Картина говорит, что нет этой технологии", - поясняет режиссер.

Лента получила два приза "Серебряный Георгий" на 34-м Московском кинофестивале: за лучшую режиссерскую работу и за лучшую женскую роль (Роза Хайруллина).

"Переводчик"

В 2013 году Андрей Прошкин снял четырехсерийную военную драму "Переводчик". Это история школьного учителя химии Андрея Петровича Старикова по прозвищу "Чарли Чаплин" (Виталий Хаев). Действие картины разворачивается во времена фашистской оккупации. Говорящий по-немецки Стариков вынужден помогать нацистам в борьбе с партизанами. С одной стороны, он заботится о семье, с другой — предает тех, кто живет рядом с ним. Стариков мучается от осознания вины и бессилия. Когда терпению приходит конец, простой учитель становится героем.

"Эта драматическая ситуация выбора и вынужденного компромисса, очень актуальная для наших дней", - отмечает Прошкин.

"Орлеан"

Сценарий одного из последних фильмов Андрея Прошкина написан Юрием Арабовым по своему одноименному роману. Режиссер рассказывает: "Как-то Арабов мне сказал, что у него есть история и предложил почитать, может, меня заинтересует. Я был в восторге… Прихожу домой, открываю письмо, а там "Орлеан"… Я читал перед этим книгу и не могу сказать, что был в восторге… Она просто попалась мне в магазине, я ее купил, прочел, почувствовал уважение, но не более того… Я подумал, что надо как-то обосновать и сформулировать отказ, сел читать - и вдруг смотрю: меня страшно разбирает, и с точки зрения каких-то смыслов, да и просто кайф какой-то - весело. И я так пару дней с этим походил, жену попросил почитать, и вот так как-то это все произошло, и мне все это понравилось, вопреки книге. На самом деле, сценарий несколько посуше, построже по сравнению с романом, и мне кажется, вот эти десять процентов строгости во мне как-то срезонировали…

Я думаю, что главное, куда меня Арабов сдвинул, это гротеск. Моя картина "Миннесота" была на грани психологического реализма и чего-то такого более специфического. В "Орде" очень силен этот гротеск, а "Орлеан" - следующий шаг…

На мой взгляд, трудноопределимый жанр "Орлеана" — абсурдистский трэш, я бы так сказал,— он выражает сегодняшнее время, может быть, даже точнее, чем какой-то внятный сюжет, месседж и прочее. Более того, эта светлая мысль пришла в голову далеко не только нам с Арабовым — я видел, например, "Страну Оз" Василия Сигарева, и ее направление, мне кажется, похожее. Вот какая-то такая жизнь, она так сегодня воспринимается, по крайней мере, мной: сочетание невероятного трагизма и абсолютного абсурда. Так, собственно, и становишься абсурдистом. Поживешь и поневоле станешь".

В картине снялись: Елена Лядова, Виктор Сухоруков, Виталий Хаев, Олег Ягодин, Тимофей Трибунцев

"Орлеан" участвовал в конкурсной программе XXXVII Московского МКФ. Исполнительница главной роли Елена Лядова была награждена призом "Серебряный Георгий" за лучшую женскую роль. Картина также получила приз Федерации киноклубов России - как лучший фильм российских программ по результатам рейтингового голосования.

"Доктор Рихтер"

В 2017 году на телеканале "Россия" - премьера захватывающего медицинского детектива "Доктор Рихтер". Главный герой фильма – циничный, резкий и замкнутый. Зато при этом невероятный профессионал: на его счету – десятки спасенных жизней, ведь Рихтер способен поставить диагноз, даже если другие врачи уже сдались. Поэтому каждое его "дело" превращается в расследование, а он со своей бригадой – в сыщиков, идущих по следу болезни. 

"Доктор Рихтер" - официальная адаптация американского сериала "Доктор Хаус". Режиссер теленовеллы Андрей Прошкин признался, что ту версию немного смотрел, когда она только вышла. "Потом, когда мы запускались, я посмотрел серий семь, но прекратил, потому что мне очень картинки запоминаются – чтобы это не довлело", – сказал он. Вместе с тем, режиссер добавил: "Для того чтобы в кадре было ощущение какой-то жизни и чтобы поведение людей, их отношения были естественными, нужна определенная свобода. А внимательное изучение первоисточника меня, по крайней мере, закабаляет". В результате команде во главе с режиссером удалось создать оригинальный сериал со своей атмосферой, близкой отечественному зрителю.

"Самая забавная ситуация была в том, что в день снималось по 11-12 страниц тяжелого текста с массой медицинских терминов. Плюс, мне кажется, у нас неплохой сценарий с авторской интонацией, поэтому его нужно знать, запоминать, осваивать, в нем нужно жить. И это, конечно, было непросто. То, как актеры трудились на площадке, у меня вызывает большое уважение", – заметил режиссер.

Новый опыт получили не только актеры, но и сам Андрей Прошкин, который до этого работал в основном над полнометражными фильмами. "Конечно, съемки кино и съемки сериала – это разные вещи, разные технологии. Сериал – это действительно конвейер. Я первый раз находился в таких условиях. Это производство для меня было самым сложным и неизвестным в проекте", – признался он.

В фильме занято много талантливых актеров таких, как: Алексей СеребряковАнна Михалкова, Виталий ХаевПолина ЧернышоваПавел ЧинаревДмитрий ЕндальцевМария МироноваМихаил ПореченковЕкатерина ВилковаЮлия ПересильдИрина ПеговаАлександр ГалибинАлександр ЯценкоМария ШалаеваКирилл ПлетневАнатолий БелыйАлександр Робак, Илья Любимов, Павел ТабаковДарья Екамасова

"КиноСоюз"

Андрей Прошкин вместе с Алексеем Германом, Эльдаром Рязановым, Александром Сокуровым, Юрием Норштейном, Даниилом Дондуреем, Александром Гельманом, Владимиром Досталем, Виталием Манским, Борисом Хлебниковым и Алексеем Германом-младшим был в числе учредителей Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений "КиноСоюз".

На первом съезде, состоявшимся в Москве 1-2 июля 2011 года, Андрей Александрович избран председателем "КиноСоюза".

Личная жизнь

Андрей Прошкин не любит распространяться о своей личной жизни. Известно только, что его жена — монтажер Наталья Кучеренко.

Интервью

О своих режиссерских итогах:

"А главный итог — я пока продолжаю существовать в профессии. И пока есть возможность работать. Чтобы там не говорили о фестивальных наградах и кассовых сборах фильмов, как определенном рубеже для кинорежиссера, я полагаю: в нашем цеху главный приз всегда — это возможность делать следующую картину. Особенно картину, которая тебе интересна и которая тебе нравится. Не могу сказать, что у меня все безоблачно в этом направлении. Но какие-то шансы есть. И это главное".

По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, peoples.ru, vokrug.tv, fb.ru, ria.ru, 73online.ru, 7days.ru, gazeta.ru, kommersant.ru , kp.ru, newizv.ru.

Награды и номинации

"Спартак и Калашников"

  • 2002 — Главный приз МКФ "Кинотаврик" в Сочи
  • 2002 — Приз за самый увлекательный фильм МКФ детских фильмов в "Артеке"
  • 2002 — Приз "Сталкер" МФ фильмов о правах человека "Сталкер" в Москве
  • 2002 — Специальный приз жюри конкурса "Дебют" открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" в Сочи
  • 2002 — Премия "Золотой орел" за лучший режиссерский дебют в игровом кино
  • 2003 — Приз за лучший детский фильм МКФ Banff World Media Festival в Банфе
  • 2003 — Главный приз II МКФ детских и юношеских фильмов в Буэнос-Айресе (Festival Internacional de Cine "Nueva Mirada" para la Infancia y la Juventud)
  • 2003 — Главный приз МКФ детских и юношеских фильмов в Злине

"Игры мотыльков"

  • 2004 — Приз зрительских симпатий МКФ "Меридианы Тихого" во Владивостоке
  • 2004 — Приз детского фонда ЮНИСЕФ МФ фильмов о правах человека "Сталкер"
  • 2004 — Приз "Но пораженье от победы ты сам не должен отличать" открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" в Сочи

"Миннесота"

  • 2009 — Гран-при им. В. Приемыхова кинофестиваля "Амурская осень" в Благовещенске

"Апельсиновый сок"

  • 2010 — Гран-при — приз конкурса зрительских симпатий "Великолепная семерка "МК" за лучший полнометражный игровой фильм VIII Московский фестиваль отечественного кино "Московская премьера"

"Орда"

  • 2012 — приз "Серебряный Георгий" за лучшую режиссерскую работу на 34-м Московском международном кинофестивале
  • 2012 — Номинация на кинопремию Азиатско-Тихоокеанского региона за лучший фильм
  • 2012 — Номинация на национальную премию кинокритики и кинопрессы "Белый слон" за лучший фильм
  • 2013 — Премия "Золотой орел" за лучшую режиссерскую работу. Фильм "Орда" претендовал на премию "Золотой орел" в двенадцати номинациях, в том числе в номинации Лучший фильм.

"Переводчик"

  • 2015 — Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино в категории "Лучшая режиссерская работа" и номинация на приз в категории "Лучший телевизионный фильм (1-4 серии)"

Фильмография: Режиссер

  • Доктор Рихтер. Продолжение (2018), сериал
  • Доктор Рихтер (2017), сериал
  • Орлеан (2015)
  • Переводчик (2013)
  • Орда (2011)
  • Апельсиновый сок (2010)
  • С болваном (2009) (не был завершен)
  • Миннесота (2009)
  • Судебная колонка (2007), сериал
  • Солдатский декамерон (2005)
  • Игры мотыльков (2004)
  • Убойная сила-4 (2002-2003), сериал
  • Спартак и Калашников (2002)

Сценарист

  • Игры мотыльков (2004)

Актер

  • Связь (2006)

Участие в документальных фильмах

  • В барабан не бью без толку... (2012)
  • Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (2010)

 

Кадры

Авто-геолокация