Традиции Пасха – осевое время для христиан

4 мая 2024, 03:15

Персоны

Что самое важное должны знать о Пасхе и православные, и те, кто далек от религии? У микрофона – Сергей Михеев. Гость – отец Савва Мажуко, священник Свято-Никольского монастыря в Гомеле.

МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", и в студии – Сергей Михеев.

И сегодня говорим о Воскресении Христовом, о Пасхе, которая буквально вот-вот наступит. Для православных христиан это главный праздник. И об этом празднике мы сегодня говорим с отцом Саввой Мажуко – священником Никольского монастыря города Гомеля. Батюшка, я вас приветствую.

МАЖУКО: Здравствуйте.

МИХЕЕВ: Так у нас широкая очень аудитория, начнем с того, а что же такое Пасха, Воскресение Христово для православных христиан и вообще для тех, кто, может быть, даже, ну скажем, далек от веры? Что самое важное, что мы должны об этом знать?

МАЖУКО: Пасха Христова – это осевое время, если можно так выразиться, для христиан. А для православных людей это осевое время окрашено еще такими тонами и красками, которые нас, во-первых, ведут к евангельской истории, к чуду воскресения Христа и говорят о том, что, в общем-то, это и есть самое центральное событие всей мировой истории.

Христос – это творец этого мира, автор этого мира, Бог. И для христиан самое главное в их мироощущении – это разделение сущего, если так можно выразиться, на тварный мир и не тварный – сотворенный мир и не сотворенный. Если мы говорим о Боге, мы имеем в виду кого-то не сотворенного. И вот это не просто не сотворенное существо, не просто духовное существо, но это еще тот, кто придумал нас, придумал наш мир, сотворил, вылепил своими пречистыми руками. И вот автор этого мира – Господь наш, творец наш – становится человеком и проходит длинный путь от Рождества до Пасхи и Вознесения. И, казалось бы, что в богослужении это краткий период от Рождества до Пасхи, но он ключевой, он важнейший, и самые насыщенные дни в богослужении – это дни Страстной седмицы и Светлой седмицы (а в древности это называлось единым именем Пасхи, крестной Пасхи, или Пасхой Воскресения).

Сейчас мы как люди, несколько обнищавшиеся, даже самые христианнейшие из нас, мы не очень чувствуем единство этих двух седмиц, этих смыслов. И Николай Александрович Бердяев даже говорил о буржуазности духа современных христиан, которые отмечают как раз забвение Христа. Мы говорим о радости Пасхи, о чуде Пасхи, о ликовании, но забываем, что радость Пасхи неразрывно связана с крестом. И самое главное, что христиане понимают, когда входят в церковь, воцерковляются, врастают в церковь (а это очень длинный процесс, иногда он занимает десятки лет), это то, что невозможно помыслить и войти во все смыслы Евангелия без богослужения. И когда мы говорим о том, что для христиан характерно единство мыслей, единство сердца, единство пения даже ("Единым сердцем, едиными устами мы славим Господа" – есть такое выражение очень красивое), вот это единство заключено не в документах, которые принимает Патриархия, или, может быть, решение Всемирного народного собора Русского, или, может быть, в некоторых конституциях, которые в каноническом праве у нас заключены, а единство мыслей христиан (очень разных людей, разных возрастов, разных убеждений) покоится в богослужении. Вот здесь это единство – тот самый стержень, который нас всех объединяет. Поэтому так важен для православных людей Великий пост и особенно дни Страстной и Светлой седмицы. Потому что это духовное упражнение, воспитывающее в нас такую монашескую и очень сложную способность и практику созерцания креста и воскресения, вот в этом единстве созерцания креста и воскресения.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Традиции. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация