15 мая 2024, 08:34 15 мая 2024, 09:34 15 мая 2024, 10:34 15 мая 2024, 11:34 15 мая 2024, 12:34 15 мая 2024, 13:34 15 мая 2024, 14:34 15 мая 2024, 15:34 15 мая 2024, 16:34 15 мая 2024, 17:34 15 мая 2024, 18:34

"Студия новой музыки" представила программу "Пророчества и символы"

  • "Студия новой музыки" представила программу "Пророчества и символы"
  • Картинка
    На концерте Musica sacra nova звучали сочинения российских композиторов пяти поколений
  • "Студия новой музыки" представила программу "Пророчества и символы"
Главным событием вечера стала премьера новой редакции футуристической оперы "Победа над солнцем", написанной в 1913 году.

"Пророчества и символы" – на концерте лаборатории Musica sacra nova звучали сочинения российских композиторов пяти поколений. Главным событием вечера стала премьера новой редакции футуристической оперы, написанной в 1913-м. Дженнет Арльт продолжит.

Это не чистоговорка, а первая футуристическая опера "Победа над солнцем" театра будущего, каким его задумали в начале XX века три друга авангардиста: композитор Михаил Матюшин, поэт Алексей Кручёных и художник Казимир Малевич. "Это победа над прошлой красотой, красотой мира прошлого, которую, соответственно, заслоняет тьма. Но в этой тьме вырастает искусство будущего, эстетика будущего и мир будущего", – поясняет музыковед, кандидат искусствоведения, преподаватель Московской консерватории Сергей Уваров.

Опера стала одним из первых примеров синтеза искусств, слова, музыки и формы. Но в футуристическом оформлении. Пролог написан заумью, музыка диссонансная, а декорации предполагались карикатурные и фантасмагоричные. "Казимир Малевич "Чёрный квадрат" изобрёл, придумывая декорации для "Победы над солнцем". И он должен был придумать что-то, чтобы закрыло круг солнца. Естественно, ему пришла идея про квадрат. А дальше это уже переросло в его космогонию", – рассказывает исполнительный директор Фонда Николая Каретникова Антон Каретников.

После скандальной премьеры в 1913 году опера практически не исполнялась. Партитура Матюшина была утеряна, некоторые фрагменты восстановили благодаря фотокопиям. Цельную музыкальную редакцию удалось получить только в прошлом году после долгих исследований архива композитора. Спустя сто с лишним лет "Победа над солнцем" впервые звучит в концертном исполнении, максимально близком авторскому замыслу. "Удалось найти в Пушкинском доме в архиве Матюшина две рукописи, которые раньше не были известны учёным, поскольку они просто находились в других папках, никак не связанных с "Победой над солнцем", – делится Сергей Уваров.

Восприятие футуристической оперы многомерно: для кого-то это антиутопия или пророчество будущего мира с его небоскрёбами и технологическими чудесами, а может, это просто манифест футуристов, бросающих солнце (в том числе и русской поэзии) с "парохода современности". Обрамляют оперу произведения других представителей раннего авангарда. В их числе российская премьера одного из последних сочинений Артура Лурье – "Траурные игры в честь Хроноса" в котором соединены образы античного язычества и христианства.

Музыка сакральная и духовная в сочинении Николая Сидельникова "Плач Царя Давида" для тенора и органа, написанное за четыре года до смерти композитора. Основа текста — два псалма, молитва на пределе человеческих возможностей, пронзительная и мистическая. За органом — дочь композитора. "Мистицизм всегда преследовал Николая Николаевича по жизни. И даже сегодня, Радоница, праздник православный, где люди могут, живущие ныне, могут молиться своими родственниками, которые ушли. Я, его дочь, играю сегодня его сочинение, обращённое к Богу, как бы приношу ему дань, дань музыки. Мы вместе можем обняться душой на сцене", – отметила органистка, пианистка, дочь композитора Николая Сидельникова Анастасия Сидельникова.

Musica sacra nova — проект концертно-исследовательский, открывающий музыку сложную, абстрактную, религиозно-философскую, ту, которая заставляет слушателя размышлять и искать новые смыслы.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация