14 мая 2024, 18:39 14 мая 2024, 19:39 14 мая 2024, 20:39 14 мая 2024, 21:39 14 мая 2024, 22:39 14 мая 2024, 23:39 15 мая 2024, 00:39 15 мая 2024, 01:39 15 мая 2024, 02:39 15 мая 2024, 03:39 15 мая 2024, 04:39

Ретроспектива немецкого романтика Каспара Давида Фридриха проходит в Берлине

  • Ретроспектива немецкого романтика Каспара Давида Фридриха проходит в Берлине
  • Картинка
    Ретроспектива немецкого романтика Каспара Давида Фридриха проходит в Берлине
  • Ретроспектива немецкого романтика Каспара Давида Фридриха проходит в Берлине
Его пейзажи – философские размышления на тему человеческого существования.

"Трагедия в ландшафте" – так современники называли живопись Каспара Давида Фридриха, одного из крупнейших представителей немецкого романтизма. 250 лет со дня его рождения отмечают в Старой национальной галерее Берлина – выставкой "Бесконечные пейзажи". Анастасия Павлова продолжит.

Рассвет над спящей гаванью. Корабль в замерших водах. Крохотные фигуры, затерянные в сумерках вечности. Тишина – главное действующее лицо пейзажей Каспара Давида Фридриха. Он принципиально не ставил дату и подпись на своих работах, считая себя соавтором Природы. "Мы рады, что смогли подготовить такую исчерпывающую экспозицию работ Каспара Давида Фридриха. Ведь именно в Берлине он впервые заявил о себе как большой художник. Со дня основания нашего музея здесь сформировался обширный архив его работ. Для нас очень важно отметить этот юбилей", – сказал директор Старой национальной галереи Берлина Ральф Гляйс.

Фридрих кропотливо работал над эскизами, но не стремился изображать действительность буквально. Фрагменты впечатлений складывал в коллажи до тех пор, пока те не начинали вызывать эмоции. Его пейзажи – скорее философские размышления на тему человеческого существования. Фридрих говорил: художник должен писать не только то, что видит перед собой, но и то, что видит внутри себя. И добавлял: если внутри себя он ничего не видит, то от рисования следует воздержаться. "Тихий созерцатель Каспар Давид Фридрих по-прежнему может многому нас научить. Его работы не просто "точки вхождения" в окружающий мир. Они переосмысливают отношения между человеком и природой. Фридрих создавал свои пейзажи на фоне быстро меняющего мира, и с тех пор темп только ускоряется", – добавил Ральф Гляйс.

"Картину нужно не создавать, а чувствовать", – утверждал Каспар Давид Фридрих. Одиночество – стихия романтизма, выплескивается за пределы его полотен, охватывая зрителя. Отсюда притягательная противоречивость картин, в которых быстро разочаровались современники. Василий Жуковский, поэт, был другом и коллекционером работ Фридриха, говорил, что художник "пережил свое дарование". Когда новое искусство предало забвению романтизм, забыли и Фридриха. А заново открыли опять в Берлине. "При жизни Каспар Давид Фридрих был звездой европейской арт-сцены. И сегодня в мире он один из наиболее известных немецких художников наравне с Альбрехтом Дюрером. Но так было не всегда. Через шестьдесят лет после его смерти, в начале ХХ века, выставка в нашей Национальной галерее возродила интерес публики к его творчеству", – рассказал Ральф Гляйс.

Бесконечные пейзажи Каспара Давида Фридриха каждое поколение трактует по-своему. За последние сто лет его объявляли и выразителем идей германского мира, и первым экозащитником. Концептуальная глубина, наполненность цветом и светом разыгрывает фантазию зрителя, дает волю для интерпретаций. Неизменной остается загадка: как художнику удалось остановить мгновение?

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация