Екатерина Градова: "Я всю жизнь не понимала, что знаменита"
"Этой картины можно не стыдится: огромное количество звезд, грандиозный режиссер… Это было творчески самое счастливое время в моей жизни", – говорила о "Семнадцати мгновениях весны" сыгравшая там радистку Кэт Екатерина Градова. Актриса ушла из жизни 22 февраля, успев записать интервью для программы "Привет, Андрей!" памяти Андрея Миронова. Сегодня отрывки этого интервью – в "Прямом эфире" на телеканале "Россия 1".
"Лучшего учителя, чем Татьяна Лиознова, у меня не было", – говорила артистка. Она рассказала, что режиссер требовала от нее "клюквы": хотела, чтобы Кэт была не "железной леди", а мягкой, порою растерянной женщиной. Актриса сообщила, что съемки в том фильме навсегда запомнило ее тело: многочисленные падения на бетонные полы перед камерой сказались на состоянии ее позвоночника и коленей.
Между тем кинокритик Александр Шпагин в студии программы заявил: "Роль радистки Кэт сделала Градову звездой и в какой-то степени ее… "закопала": в "Месте встречи изменить нельзя" актрису никто не узнал. После первого показа "Мгновений" Кэт не полюбили ни зрители, ни критики. Они писали, что разведчицы должны быть острые, яркие. Но Градова играла несчастного человека, попавшего в страшные обстоятельства. Все сделано предельно точно. Лиознова ломала миф и перестаралась. К тому же народ еще не знал, что такое актрисы внутренних нюансов. Так не было принято играть. При повторном показе сериала в начале 80-х все поняли, что были неправы, но было поздно: через несколько лет Градова ушла из профессии. Зато сейчас все понимают: ее игра была прорывом, открытием…"
Однако близкая подруга Градовой, поэт Александра Очирова утверждает: у Кати не было ощущения, что ее "не полюбили". Да и сама Екатерина Георгиевна так рассказывала об этом программе Андрея Малахова: "После выхода фильма это ужас что началось! Я же не могла из дому выйти! Приходилось ждать до вечера, до ночи. Уже Машенька ведь была, ей несколько месяцев было. Уходила в гастроном на час, а приходила через три-четыре. Я там расписывалась на майках, на одежде, меня валили на прилавки… Это было очень тяжело. Я не привыкла к этому. И, надо сказать, что всю жизнь это сопутствовало, и как-то удивительно я никогда не понимала, что я знаменита. Правда. Я все время говорила: "У меня что, колготы порвались? Чего на меня так смотрят?"
О съемках этого фильма, своем творческом пути и отношениях с первым мужем – Андреем Мироновым – Градова рассказала в прошлом году в программе "Судьба человека". И сейчас повторила: Миронов не хотел, чтобы супруга была звездой: хотел много детей, хотел, чтобы в дом приходили гости, но в эту картину не вписывалась жена-актриса, которая будет "с сигаретой в зубах торчать в Театре сатиры и собирать сплетни". "На этом моя история с кинематографом закончилась", – признавалась Екатерина Георгиевна.
"Когда Градова поступила к нам в театр, она вела себя очень скромно, была очень тиха. Она была и старалась быть не такой заметной, как ее делала жизнь", – вспоминает о коллеге актриса-ветеран Театра сатиры Вера Васильева.
Похороны Екатерины Градовой прошли на Троекуровском кладбище в узком кругу родных и близких. О ней говорили как о маме и бабушке и проводили в последний путь без аплодисментов.