Зеленый агрессор вышел на большую дорогу: как борются с борщевиком

10 июня 2021 21:40
Борщевик захватывает Подмосковье. Борются с ним власти, дачники, волонтеры: кто-то уничтожает его при помощи гербицидов, а у кого-то есть только лопата. И все же всегда найдется ничейный участок, откуда ядовитый сорняк снова начнет свою экспансию.

По оценкам специалистов, более 40 тысяч гектаров подмосковных земель захвачены борщевиком. При этом ежегодно на борьбу с ним выделяют немалые деньги, а воюют с ядовитым сорняком в одном строю власти, дачники и волонтеры. И все же стребить его полностью не удается: всегда найдется ничейная полоса, которую некому покосить.

"Вот борщевик уже наступает на мой участок, вот мне приходится его раз в неделю выкашивать", – показывает владелец земельного участка Юрий Моренко.

Жители деревни Костюнино в буквальном смысле вынуждены держать оборону от зеленого агрессора, захватывающего сады и огороды. Беда пришла с одного из заброшенных дачных участков, превратившегося в питомник гигантского борщевика.

- Пусть хозяин косит!

- А где его найти, этого хозяина?

- Вот это уже вопрос.

По закону, за такой рассадник ядовитого сорняка хозяин участка должен быть оштрафован. 5 тысяч рублей для физических лиц, миллион – для юридических.

"Сельхозпредприятия, когда получают штраф в миллион рублей за борщевик, посчитав экономику, понимают, что лучше потратить 50 тысяч и три раза окосить, чем получить этот штраф. Мы до 20 тысяч рублей, 18 тысяч рублей на гектар выдаем поддержку тем фермерам и предприятиям, кто реально борется с борщевиком", – рассказал председатель Союза дачников, первый заместитель председателя Московской областной думы Никита Чаплин.

Не повторяйте то, что вы сейчас увидите на экране! Заходить вглубь зарослей борщевика смертельно опасно. Журналисты делают это в защитных костюмах и под руководством эксперта.

"Сейчас начинается самая опасная пора – цветение борщевика Сосновского. Плоды, листья борщевика богаты соком. Именно он нашу кожу лишает ультрафиолетовой защиты", – объяснил биолог Дмитрий Сафонов.

Академик Сосновский в середине прошлого века, скрещивая гибриды борщевика, думал, как обеспечить колхозы дешевым кормом. О том, что коровы после такого корма дадут горькое молоко, узнали слишком поздно.

"Все растение содержит ядовитые вещества, в частности эфирные масла, и такую группу веществ как фурукумарины. Если мы потрем этот лист, это будет вызывать выделение этого сока, попадание на кожу и ожоговое воздействие", – предупредила ведущий научный сотрудник научно-экспериментального отдела ВНИИ карантина растений Юлианна Кулакова.

Ежегодно в ожоговые центры столицы поступают сотни пациентов со страшными ранами. Кто-то решил покосить борщевик без защитной одежды, а кто-то и вовсе не знал об опасности. Что делать, если ядовитый сок попал на кожу?

"Нужно промыть руки холодной водой, желательно сделать это с мылом, после чего наложить светонепроницаемую повязку, чтобы ультрафиолетовое излучение не смогло навредить", – посоветовал Дмитрий Сафонов.

В этом году бюджет Московской области выделил 300 миллионов рублей на борьбу с борщевиком. От него планируют очистить 15 тысяч гектаров. Однако проблема в том, что борщевик, что называется, вышел на большую дорогу: он захватывает земли Гослесфонда и дорожного ведомства.

"Борьба с этим сорняком с помощью гербицидов является наиболее эффективной. Это пиколиновая кислота", – говорит академик РАН Юрий Спиридонов.

Эти поля и луга в окрестностях Мытищ буквально обезлюдели. Десятки гектаров заняты ядовитыми зарослями, вытеснившими с земли полезные агрокультуры.

Вот рейд добровольцев движения "Антиборщевик": они очищают берег реки Пехорка на краю национального парка "Лосиный Остров" лопатами и практически голыми руками.

"Движение "Антиборщевик" – это все люди, кто не хочет жить в борщевике в ближайшем будущем. Мне удалось, например, спасти 85 гектаров в Горенском лесопарке просто одной с лопатой", – рассказала основатель общественной организации Мария Попова.

Волонтеры дают отпор наступающему борщевику прежде всего вокруг собственных деревень и поселков. И, как выясняется, это не так уж и мало.