Необитаемые земли: в Подмосковье начали перепись заброшенных дач
Подмосковье облюбовали призраки. Заброшенные дачи и недостроенные коттеджные поселки занимают тысячи гектаров дорогой земли. Участки зарастают бурьяном, а пустые дома превращаются в приют для подозрительных постояльцев. Откуда взялись необитаемые подмосковные земли, и что с ними делать?
Обычный дачный участок в пригороде Королева. Видно, что им занимаются: ухоженные деревья, аккуратные грядки, кусты и газоны.
А на соседней улице старый деревянный дом наклонился и, кажется, вот-вот рассыплется. С провалившейся крышей он годами стоит в зарослях бурьяна.
Сотка земли стоит миллион рублей, а хозяев давно не видели. Рядом такой же участок, только вообще без построек.
В Подмосковье начали перепись заброшенных дач. Насчитали уже 15 тысяч.
"Где-то около семи тысяч неоформленных земель, которые можно отнести к выморочным землям – проще говоря, к ничейным землям. Другая же половина, около восьми – восьми с половиной тысяч земельных участков, на самом деле имеют собственников, и как только вы туда приедете и начнете колья вбивать, кто-то прибежит", – говорит первый заместитель председателя Московской областной Думы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин.
Садовые товарищества теряют деньги, которые могли бы получать с собственников, а сами участки зарастают борщевиком. Сухая трава регулярно вспыхивает на солнце.
- Уже были здесь такие инциденты, деревню чуть не спалили!
Огонь с заброшенного участка перекидывается на соседние владения. В деревне Вихляйка при пожаре так сгорели 22 жилых дома.
Не только дачи – заброшенными стоят целые поселения. Из 2 тысяч коттеджных поселков в Подмосковье не достроены 800.
- Вот эти здания – они не пригодны ни для достроя, ни для чего!
"Шервудский лес": за красивым названием – полное запустение. Застройщик обещал каскад прудов, стильную архитектуру. Собрал с сотен людей больше миллиарда рублей и сбежал на Кипр.
– У нас вообще на этапе пустой земли, то есть там бобры себе сделали норы. Соответственно, никакого фундамента, ни о какой стройке там не может быть и речи!
– Сколько так стоит все?
– С четырнадцатого года!
По "Шервудскому лесу" бродят собаки, соседняя "Барселона" стала пристанищем для бездомных. А в "Лесной симфонии" проводят неформальные молодежные фестивали: громкая музыка, странная одежда участников, пьяные кулачные бои и откровенные танцы вокруг костра и на сцене.
- Кого тут только нет, такое чувство, что все жители пустоши собрались в одном месте!
В Союзе садоводов Подмосковья предлагают принудительно изымать заброшенные участки за ненадлежащее использование. Закон это позволяет, и неважно, идет ли речь об отдельной даче или о целом поселке.
"В этом случае приезжает комиссия, фиксирует на фотоаппарат, что земельный участок не используется, там есть сухая трава, представляет пожарную опасность, и может быть составлен протокол", – говорит исполнительный директор Союза дачников Подмосковья Федор Мезенцев.
Но инициативу должны проявлять местные власти, а они-то делают это неохотно – не хотят участвовать в судебных процессах, которые длятся годами. Гектары дорогой подмосковной земли так и стоят, по колено заросшие травой и заваленные тоннами мусора.