Работы художников Сиенской школы живописи представили в Москве
То, что она восприняла византийскую традицию, сближает её с древнерусской иконописью, того же периода, и это очень заметно на выставке, и этим выставка очень притягивает к себе.
Эти экспонаты лишь изредка покидают стены родного музея. Им около 700 лет, поэтому транспортировке их лишний раз не подвергают. Особенно это относится к "таволеттам Биккерны" — расписные таблички появились в XIII веке — созданы были не только для красоты, это обложка для документов.
Помимо таволетт, в Москву привезли живописные работы на религиозную тему. XIII-XV века — первые признаки эпохи Возрождения. Из того, что обязательно к просмотру — "История Христа и Богоматери", примерно 1310 год. Автор — Дуччо ди Буонинсенья, современник Джотто и основоположник сиенской художественной традиции.
Элена Россони, директор Национальной пинакотеки Сиены: "Это как раз самые древние работы из всех хранящихся в нашей галерее. Это начало сиенского искусства, которое, надо сказать, очень отличается от итальянской и тосканской живописи того времени".
Все эти работы в основном создавались для церквей — это наследие города. И несколько раз ему угрожала опасность, только в 18 веке дважды — когда великий герцог Тосканский Леопольд упразднил религиозные братства мирян, и когда в Сиену вошли войска Наполеона. От уничтожения эти произведения спасали коллекционеры.
Сиенские картины на выставке представлены вместе с экспонатами из собрания Пушкинского музея, его существование тоже стало возможным благодаря коллекционерам.
Виктория Маркова, главный научный сотрудник отдела искусства старых \мастеров ГМИИ им. Пушкина, куратор выставки: "Это первая коллекция живописи, которая поступила в наш музей. Это был исключительно дар дипломата русского Михаила Щекина. 1909 год, то есть за три года до открытия музея, период, когда еще продолжались работы по отделке залов, строительству и так далее".
Эти предметы находятся в постоянной экспозиции Пушкинского, но ради выставки они поменяли место обитания, впервые встретившись с соотечественниками.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина: "Нам очень не хватало такой выставки. Мы очень часто говорим и много работаем с итальянским искусством. Но все таки чаще всего мы обращаемся к итальянскому Ренессансу, к вершине истории искусств. Но для того, чтобы воскресить в памяти все то, что мы сделали, было важно обратиться к тому, что предшествовало Ренессансу".
Паскуале Терраччано, Чрезвычайный и Полномочный посол Италии в России: "Это яркое свидетельство активного сотрудничества между Италией и Россией в области культуры, которому нет равных по уровню. Предмет этой выставки, как справедливо указывает название, это заря, истоки итальянского Возрождения, уникального этапа всемирной истории".
Выставка продолжает серию экспозиций о важнейших моментах в истории итальянской живописи и является частью программы перекрестного года музеев России и Италии.