Пушкинский музей готовит выставку "Сиена на заре Ренессанса"
Эти шедевры в России впервые. Созданы в XIII-XV веках в Сиене. Тогда это был центр искусства. Сиена постоянно соперничала с Флоренцией за первенство в Тоскане, а сиенские художники конкурировали с флорентийскими.
Главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина, куратор выставки Виктория Маркова: "Флоренция – это Джотто, который был абсолютным новатором. И Сиена придерживалась других принципов. И у них свой мастер, который начинает вот эту новую историю живописи – это Дуччо ди Буонинсенья".
Сиенская школа — смешение византийских, готических элементов. Российскому зрителю, возможно, будет любопытно провести параллели: именно на это время приходится расцвет древнерусской иконописи.
Директор Национальной пинакотеки Сиены Элена Россони: "Покажем крупнейших мастеров — Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти и их последователей, которые придерживались традиций — продолжали писать на золотых фонах в очень сложной технике".
Рядом с образцами религиозного искусства — произведения светские. Изображения на деревянных досках — не иконы, и не картины. Это "таволетты Биккерны". Не встречаются нигде, кроме Сиены. Внутри досок финансовые отчеты на пергаменте. Вроде бы утилитарная вещь, но обложки расписывали, украшали изображениями символическими и бытовыми, гербами и фамилиями тех, кто в Сиене занимался бухгалтерией.
Главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина, куратор выставки Виктория Маркова: "Они назначались всего на полгода во избежание какой-либо коррупции. По истечении этого срока — службы полгода — они делали вот такие финансовые отчеты, где отчитывались за каждую копейку".
Позволить себе такие "бухгалтерские отчеты" могли лишь люди влиятельные. Работу заказывали лучшим художникам. Таких произведений во всем мире не больше полутора сотен. Условия хранения для редкостей особые.
Директор Генеральной дирекции по делам архивов Государственного архива Сиены Чинция Кардинали: "Они хранятся в специальных витринах с нужным климатом и влажностью. Но самая большая проблема для таволетт — насекомые, которые могут поедать и дерево, и пергамент. Поэтому витрины абсолютно герметичны".
Пока в Белом зале распаковывают сиенские шедевры, по соседству идет обратный процесс. Уже который день Пушкинский готовит к отправке в Нижний Новгород 37 картин. Тьеполо, Канолетто, Гварди — 29 июня откроется выставка, на которой будет показано лучшее из собрания итальянской живописи конца XVII-начала XVIII века. При нас запаковывают две работы — "Возвращение блудного сына" мастерской Джамбатисты Тьеполо и "Мадонну со спящим младенцем" Джандоменико Тьеполо.
"Произведения эти из коллекции Николая Борисовича Юсупова. Это такая история российского собирательства", — отметила Виктория Маркова.
Яркая палитра венецианской живописи одновременно станет рассказом о судьбах и владельцах картин в нашей стране.
Выставка проходит при поддержке Банка ВТБ.