В Российской академии художеств открылась выставка “Недосказки”
Сказка в нашу жизнь приходит с детства. Есть ли ей место сегодня? Или современный мир с его кризисами, вынужденной изоляцией лишен волшебного ореола, который был всегда в традициях фольклора и литературы, и просто перестал верить в мечты. Художник Валерий Архипов и скульптор Дмитрий Тугаринов, для которых сказки, былины, предания – одни из интереснейших тем в творчестве – каждый по-своему об этом размышляет: пластически и визуально, дав выставке противоречивое название.
"Сколько не перечисляй, столько образов живет у нас. Это просто мечты каждого человека, например, волшебная палочка или скатерть-самобранка. Все мечтают, чтобы была скатерть-самобранка. Вместо скатерти-самобранки у нас моющая машина или холодильник, поэтому мы с Митей Тугариновым уже не один год дружим и работаем, и у нас были совместные выставки. Вот эта такая родилась – "Недосказки", потому что хотелось сказки", – рассказал заслуженный художник России Валерий Архипов.
Книжные иллюстрации, живописные и графические работы. При этом каждая кинематографична. Архипов – декан художественного факультета ВГИКа, художник-постановщик "Мосфильма". Здесь, на выставке, у него много экспликаций к будущим фильмам. Например, "Сказка о царе Салтане" – пока лишь только на бумаге. Ему как интерпретатору и исследователю сказки интересно наблюдать за каждой историей и ее персонажами со стороны. Глубже изучать и рассматривать.
Дмитрий Тугаринов – сейчас в Петербурге, приехать не смог. Свои скульптурные портреты и композиции создает с начала 80-х. В их основе – притчи, сказки, прочитанные в контексте дня сегодняшнего. Каждая работа с подтекстом, где фактически нет сюжета. Вместо него – метафора, парадокс, гротеск.
"Это сказка "Золотой петушок". Если посмотреть на силуэт скульптуры, то мы понимаем, что никакого жанрового повествования там нет, там нет никакого очевидного следования за сказкой, за сюжетом", – отметил сокуратор Александр Саленков.
Скульптура "Жил-был царь"- интерпретация известной притчи. Каждый сам себе хозяин и сам несет бремя сокровищ и ошибок. Тугариновский "царь" проиграл – в его объятиях кол – он все должен начинать сначала.