Разгул неонацизма: на Украине сносят памятники героям ВОВ и прославляют фашизм
Российский МИД потребовал от Киева выполнения международных обязательств по сохранению воинских мемориалов. Поводом для ноты протеста послужили планы демонтировать центральный элемент мемориала-захоронения "Марсово поле" во Львове. В этом городе совсем недавно уже снесли несколько памятников, посвященных красноармейцам, погибшим при освобождении Западной Украины. Кто и зачем старается забыть историю?
Львовские власти намерены демонтировать на Марсовом поле копию ордена Отечественной войны. Это монумент на воинском мемориале, повторяющий одну из высших государственных наград, он символизирует доблесть бойцов, бившихся за освобождение Львова. О том, что украинская сторона обязана, по международным соглашениям, сохранять воинские мемориалы, а не разрушать их, заявили в Министерстве иностранных дел России. Дипведомство направило в Киев ноту.
Разбиты многие мемориальные таблички с именами советских воинов, в том числе украинцев, погибших в битве за Львов, плиты на дорожках едва ли не вывернуты.
Там же, на Марсовом поле, – могилы членов УПА (запрещена в РФ). Ухоженные серые кресты, неподалеку от которых – белые, посвященные тем, кого называют жертвами коммунистического режима.
"Украина свой путь выбрала, и все, что связано с Россией, с Советским Союзом, с историей нормальной Украины, УССР, вычищается на корню", – объясняет политтехнолог Михаил Шпир.
В канун дня освобождения Львова от фашистов, 27 июля, в городе демонтировали две бронзовые фигуры – держащего меч красноармейца и Родины-матери на Холме славы, где был еще 30-метровый пилон. В 2018 его объявили аварийным, но снести смогли лишь с третьей попытки.
"На этом Холме славы, на том, что от него фактически осталось, планируется организовать некое общественное пространство, где запланированы работы, в том числе по прокладыванию велодорожек", – говорит политолог Олег Хавич.
И это – в местах, где захоронены тысячи бойцов, освобождавших Львов. В том числе – знаменитый разведчик Николай Кузнецов, родные которого просили о перезахоронении героя Советского Союза, так как его могилу постоянно оскверняют.
"На словах мэр Садовой заявил, что мы готовы обменять прах Кузнецова на политических заключенных украинцев, которые находятся в России", – отмечает политолог Олег Хавич.
"Украина превратилась в теплицу, где пышным цветом расцвели старые нацистские идеи", – пишет Мария Захарова. В подтверждение тому – молодые люди, кидающие фашистские приветствия в Лисичанске. И все это, сообщает официальный представитель МИД, при попустительстве Запада. Приводит в пример запрос сенатора Натали Гуле – она вместе с коллегами посещала Киев во время одного из государственных праздников. Увиденным была шокирована.
"Мы увидели своего рода тренировочный лагерь, где собирали автоматы и стреляли. Это было открыто. Потом набирали в этот катастрофический батальон "Азов". И все это – у дверей Европы. Я считаю, абсолютно законно беспокоиться, потому что это движение неонацистов очень опасно с точки зрения антисемитизма и очень заразно. Нужно повсюду бороться с экстремистами, как левыми, так и правыми. Неонацистская доктрина и все эти расистские, ксенофобные, антисемитские движения – им нет места нигде в мире", – подчеркивает сенатор от департамента Орн, заместитель председателя комиссии по вопросам конституции и законодательства Сената Франции Натали Гуле.
Сенатор сделала запрос в министерство Европы и иностранных дел Франции о том, что ведомство намерено предпринять, чтобы избежать "распространения этой смертоносной идеологии".
В министерстве ответили: мол, у неонацистов якобы нет представительства в Раде и в правительстве. И вообще, в 2019 году украинцы выбрали Зеленского, что говорит "о силе демократических настроений в стране":
"Деятельность неонацистских организаций на Украине никоим образом не отражает общей тенденции в стране. Конфликт на востоке Украины действительно мобилизовал некоторые небольшие группы воинствующих экстремистов, но большинство из них с тех пор исчезли. Антисемитские выступления здесь менее часты, чем в других странах Европы".
"Получается, что для части Европы неонацизм уже не является угрозой", – так официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала это заявление.
"Теперь шокирована уже я, потому что про батальон "Азов" давно всем известно, а про то, что в Европе еще хуже, – нет. В принципе, ответ французского МИД, скорее, должен возмутить местных законодателей, чем успокоить. Детей приобщают к человеконенавистнической братоубийственной идеологии, а французские чиновники говорят, что, в целом, это в порядке вещей: все в Европе так делают", – отмечает Мария Захарова.
Сенатор Натали Гуле организовала во Франции пресс-конференцию, куда пригласила депутата Верховной рады Украины Вадима Рабиновича.
"Возрождение и возвеличивание дивизии СС "Галичина", запрещенной Нюрнбергским трибуналом и всеми остальными, которую делают сегодня в стране героями, – это, на мой взгляд, проблема номер один. Мэр города Стрий, мэр украинского города, надевает эсэсовскую форму, провожая в последний путь карателя – унтершарфюрера Ивана Фиалку. Вот фотография героя с Гиммлером", – говорит Вадим Рабинович.
Тех, кто истязал мирных жителей и пленных, сегодня на Украине хоронят с воинскими почестями, возводя в ранг борцов за независимость обыкновенных фашистов.
"Мой отец в 1942 году был депортирован в концлагерь в ходе облавы "Вель д'Ив". Я очень хорошо представляю, в каком аду были все эти маленькие Сары, Ребекки, Иосифы, Мареки, которые пытались понять, что происходит. Как матери пытались защитить своих детей. Все эти невинные жертвы, люди, расстрелянные в тех обстоятельствах, о которых здесь говорили. И поэтому я считаю, что у нас нет права обходить это молчанием", – отмечает сенатор от департамента Орн, заместитель председателя комиссии по вопросам конституции и законодательства Сената Франции Натали Гуле.
Получается – пока настоящих героев на Украине пытаются предать забвению и воспитывают лояльное к фашистам поколение, европейские официальные лица делают вид, что все в норме.
"Хотел бы спросить у французов: как бы они отнеслись к тому, если бы по всей стране сносили памятники де Голлю, ставили памятники Петену и делали его героем?" – задает вопрос депутат Верховной рады Украины Вадим Рабинович.
Снос памятников – лишь один из множества эпизодов неонацистского движения на Украине, которое крепнет с каждым годом. Но говорят об этом в Европе до сих пор лишь единицы.