YouTube назвал условия разблокировки канала группы "Земляне"
YouTube-каналы "Русского радио" и группы "Земляне" могут быть разблокированы автоматически через десять дней. Об этом нам сообщили в пресс-службе Google. По версии "Русской медиагруппы", медиаплатформа заблокировала канал под "надуманным и ничем не подтвержденным предлогом".
И сначала речь шла о нарушении норм сообщества, а потом выяснилось, что к блокировке причастна некая "неизвестная фирма", которая выложила какие-то аудиовизуальные материалы на свой канал в YouTube ранее их появления на канале "Русского радио".
"Русская медиагруппа" предоставила документы, подтверждающие ее права на спорные материалы, но их, как было заявлено, проигнорировали, и два YouTube-канала заблокировали.
На ситуацию отреагировали в Роскомнадзоре. На их сайте появилось сообщение о том, что ведомство направило в адрес YouTube письмо с требованием объяснить причину произошедшего и каналы РМГ разблокировать. А сама ситуация названа нарушающей ключевые принципы свободного распространения информации, беспрепятственного доступа к ней и является актом цензуры, что, согласно российской Конституции, запрещено.
В Google нам подтвердили, что речь идет об авторских правах, но заметили, что не выступают арбитром в подобных спорах. Каналы целиком, а не отдельные видео были заблокированы из-за того, что жалоб на РМГ от этой некоей организации было очень много. И это, как говорят, в целом обычная практика YouTube.
Ну а дальше, поскольку "Русская медиагруппа" все претензии оспорила и настаивает на своей правоте, все будет зависеть от структуры, подавшей жалобы. Если она в течение полутора недель не перейдет от жалоб в интернете к реальным судебным искам о защите авторских прав, то заблокированный контент снова станет общедоступным.
Впрочем, надо заметить, что YouTube в последнее время довольно регулярно блокирует каналы российских медиа, и не всегда речь идет об авторских правах. Из наиболее резонансных историй — "Царьград", который исчез с американской платформы в 2020-м, и через суд добился восстановления канала. Впрочем, судебные разбирательства до сих пор не закончены.
Из недавних историй — телеканал RT, доступ к его каналу на немецком языке был закрыт прямо в день его запуска. RT создал его взамен других двух каналов, также заблокированных видеоплатформой за нарушение ее правил.
Справедливости ради стоит сказать, что достается не только российским медиа или политикам. Самая именитая персона нон-грата на YouTube — это бывший президент США Дональд Трамп.
***
С другой стороны, и с противодействием регуляторов Google, да и все крупнейшие IT-корпорации сталкиваются тоже по всему миру. Так, отныне Google, Facebook (запрещена в РФ) и Amazon скоро не смогут в настройках рекламы использовать особо чувствительную персональную информацию жителей Старого Света.
Европарламент принял закон, ограничивающий "агрессивную рекламу" в интернете. Он подразумевает, что крупные корпорации больше не имеют права нацеливать таргетированные сообщения на пользователей, используя данные об их сексуальной ориентации, расе или религии.
Пользователи также смогут отказаться от сбора таких данных и даже потребовать компенсацию, если заметят, что платформы продолжают продвигать товары, ориентируясь на их конфиденциальную информацию.
В этот закон также вошли запрет таргетированной рекламы, нацеленной на несовершеннолетних, и так называемых "дарк паттернс" — темных шаблонов. Речь идет о приложениях или механиках веб-сайтов, которые обманом заставляют пользователей поделиться своими данными в избыточных объемах или купить что-то по завышенной цене.
Из классических примеров — тексты пользовательских соглашений, в которых спрятаны неочевидные пункты в расчете на то, что "стену" текста никто не читает, или псевдораспродажи, когда товар вроде дешевый, но в реальности его нет, а когда он становится доступен для заказа, то уже за совсем иные деньги.
Новые европейские правила онлайн-рекламы должны вступить в силу в 2023 году. Компаниям, что будут признаны виновными в нарушении этого закона, грозит штраф в размере до 6% от глобальной выручки.
Издание Bloomberg отмечает, что на прошлой неделе в США был представлен аналогичный законопроект, который в случае его принятия также запретит использовать очень личную информацию для настройки таргетированной рекламы.